город Омск
24 марта 2011 г. |
Дело N А46-17431/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11282/2010) открытого акционерного общества "Омский речной порт", ИНН 5505009406 (далее - ОАО "Омречпорт"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 по делу N А46-17431/2009 (судья Третинник М.А.), принятое
по заявлению ОАО "Омречпорт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области; Инспекция; заинтересованное лицо)
о признании недействительными: решения от 30.06.2009 N 569/6805; требования N 173 по состоянию на 14.08.2009,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Омречпорт" ? Маслова К.В. по доверенности от 08.09.2010, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Стефанивской О.А. по доверенности от 09.08.2010, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Сорокиной О.В. по доверенности 27.12.2010 N 08/09595, действительной до 31.12.2011 (удостоверение N 640711),
установил:
ОАО "Омречпорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительными решения от 30.06.2009 N 569/6805 и требования N 173 по состоянию на 14.08.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 заявленные требования ОАО "Омречпорт" удовлетворены частично, а именно: оспариваемые ненормативные акты признаны недействительными в части предложения уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 3 796 743 руб. 20 коп., пени за просрочку уплаты земельного налога за 2008 год в сумме 221 350 руб. 10 коп., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 759 348 руб. 60 коп. за неполную уплату земельного налога за 2008 год. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В апелляционной жалобе ОАО "Омречпорт" просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 по делу N А46-17431/2010 отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции не применил нормы права, подлежащие применению: Указ Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество отметило, что на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет размещена информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка отличная от той, которая содержится в государственном земельном кадастре.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу заявителя и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной ОАО "Омречпорт", был составлен акт N 376 от 19.05.2009 и принято решение N 569/6805 от 30.06.2009 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 482 926 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период, начислении ему пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 432 273 руб. и дополнительном начислении земельного налога за 2008 год в сумме 7 414 632 руб.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Омречпорт" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, которое решением от N 16-17/11029 от 07.08.2009 жалобу налогоплательщика оставило без удовлетворения.
На основании решения нижестоящего налогового органа в адрес Общества было направлено требование N 173 с предложением уплатить начисленные по решению суммы налогов, пени и штрафов.
Полагая, что вышеупомянутые решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области и требование нарушают права и законные интересы ОАО "Омречпорт", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
17.11.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает принятый по делу судебный акт подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено - для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п по результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 году, была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале в зависимости от вида разрешенного использования, что соответствует пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно постановлению Правительства Омской области N 174 в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, площадью 77 786 кв.м., который отнесен к девятому виду разрешенного использования и для которого утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 033 руб. 94 коп.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из данных, утвержденных постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007, верно исчислил сумму земельного налога, подлежащей уплате Обществом в сумме 313 784 056 руб. 84 коп.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, официально опубликованного 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
По результатам проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
ОАО "Омречпорт" в апелляционной жалобе также ссылается на то, что на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет размещена иная информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом Обществом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
В материалах настоящего дела имеется приложение к протоколу обеспечения письменных доказательств (т. 1 л.д. 68), представленных Обществом, из содержания которых следует, что раздел сайта функционирует в экспериментальном режиме.
Кроме того, приложение содержит в себе информацию о том, что в случае обнаружения различий между опубликованной на данном сайте информацией и сведениями о земельном участке, указанными в выписке из Единого государственного реестра земель, нужно составить уведомление.
Указанный действий заявителем не произведено, доказательств, опровергающих данный вывод суд, материалы дела не содержат.
Более того, обращает на себя внимание и тот факт, что ОАО "Омречпорт" ссылается на сведения официального сайта по состоянию на 17.12.2008 (сведения, содержащиеся на сайте, сформированы 01.10.2008), тогда как сама налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год была представлена в Инспекцию 02.02.2009.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ссылка Общества на отсутствие на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости информации о правильном размере кадастровой стоимости спорного кадастрового участка, подлежит отклонению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также полагает возможным отметить, что необоснованное использование Обществом данных сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости установлено вступившим в силу решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2010 по делу N А46-23667/2008, в котором принимало участие ОАО "Омречпорт" в качестве заявителя, оспаривающим доначисление земельного налога.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ОАО "Омречпорт" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 по делу N А46-17431/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омский речной порт" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 133 от 25.01.2011 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17431/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Омский речной порт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12594/11
14.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12594/11
03.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2331/11
24.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11282/10