город Омск
20 апреля 2011 г. |
Дело N А46-11429/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3081/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Омской области 25.01.2011 по делу N А46-11429/2010 (судья Чернышёв В.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские кровли", ИНН 5504071465 (далее - ООО "Сибирские кровли"; Общество; заявитель)
к 1) Управлению Росреестра по Омской области,
2) Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области),
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Сибирские кровли" ? Осипова И.И. по доверенности от 01.03.2011 N 08/10, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Управления Росреестра по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности от 30.12.2010 N 254, действительной по 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области ? Жилинская О.И. по доверенности от 05.03.2010 N 170, сохраняющей силу в течение трех лет (удостоверение N 43),
установил:
ООО "Сибирские кровли" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области, в котором просило:
- признать незаконными совершенные 24.06.2010 действия заинтересованного лица по установлению удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 - 10 847,17 руб. за 1 кв.м., который относится к земельным участкам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
- обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области установить удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 - 412,73 руб. за 1 кв.м., который применяется к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Определением суда от 07.10.2010 по ходатайству заявителя была произведена замена заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на Управление Росреестра по Омской области.
Определением суда от 03.11.2010 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.01.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции, исследовав, в том числе Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов, пришел к выводу о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к 8 виду разрешенного использования применительно к его составу: земельные участки парков (культуры и отдыха).
В апелляционной жалобе Управление Росреетра по Омской области просит решение Арбитражного суда Омской области отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не применил нормы права, подлежащие применению.
Управление Росреестра по Омской области полагает, что судом неверно истолкованы положения Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции поддержало позицию Управления Росреестра по Омской области, просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ООО "Сибирские кровли" письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Сибирские кровли" на праве собственности принадлежит земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов - для производственных нужд, площадью 5 949 кв.м., с местоположением, установленным относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 5-я Кордная, д. 1, кадастровый номер 55:36:12 03 05:3174), о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АГ N 224526.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 составляет 64 529 814 руб. 33 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 10 847 руб. 17 коп. за 1 кв.м., что подтверждается актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 23.06.2010, выпиской из государственного кадастра недвижимости от 28.09.2010 N 5536/221/10-1289.
Согласно декларации от 27.05.2010 заявитель просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 с вида "для производственных нужд" на вид "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы" применительно к территориальной зоне ОД-1, установленной Решением Омского городского Совета "Об утверждении правил землепользования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2008 N 201.
24.06.2010 Управлением Росреестра по Омской области принято решение N 36/10-2726 о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Полагая, что при расчете кадастровой стоимости должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости 412 руб. 73 коп. за 1 кв.м. (для земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), Общество обратилось с запросом к исполняющему обязанности Управления Федеральной службы кадастра объектов недвижимости по Омской области Борисову Н.Л.
02.08.2010 Управление Росреестра по Омской области (правопреемник управления Роснедвижимости по Омской области) в своем письме N 52/25382 сообщило следующее.
В соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования, прилагаемым к Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 с видом разрешенного использования, обозначенным в декларации как "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы", относится к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", поэтому для определения кадастровой стоимости был взят средний удельный показатель кадастровой стоимости земель, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" для кадастрового квартала 55:36:12 03 05 по седьмому виду разрешенного использования в размере 10 847 руб. 17 коп. за 1 кв.м.
Не согласившись с действиями Управления Росреестра по Омской области по отнесению земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 к седьмой группе видов разрешенного использования, ООО "Сибирские кровли" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
25.01.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанцией установлено и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что спорный земельный участок относится к территориальной зоне ОД1-902 (зона объектов административно-делового и общественного назначения).
В статье 45 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" определено, что общественно-деловые зоны (ОД) выделены для обеспечения правовых условий использования и строительства новых объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил.
Так, для территориальной зоны ОД-1 к основным видам разрешенного использования отнесены, в том числе, физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.), крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.); к вспомогательным, в том числе - скверы.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что 27.05.2010 на основании декларации и заявления ООО "Сибирские кровли" вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174, расположенного по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 5-я Кордная, д. 1, изменен с вида "для производственных нужд" на "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы".
Кадастровый учет изменений сведений о разрешенном использовании спорного земельного участка произведен на основании решения от 24.06.2010 N 36/10-2726.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области настаивает на том, что им обоснованно применен при определении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости земель для 7 группы видов разрешенного использования кадастрового квартала 55:36:120305 в размере 10 847 руб. 17 коп. за 1 кв.м.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может признать данную позицию заинтересованного лица обоснованной, в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил разработаны методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2).
Указанным Типовым перечнем предусмотрены, в том числе:
- группа 7 видов разрешенного использования: земельные участки для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии; - группа 8 видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Арбитражным судом первой инстанции правильно установлено, что применительно к составу 7 вида разрешенного использования, обозначенного во втором (правом) столбце таблицы Типового перечня видов разрешенного использования, спорный земельный участок не относится, поскольку он не принадлежит ни одной из указанных в данном составе организаций.
Следовательно, у Управления Росреестра по Омской области не имелось оснований для отнесения данного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования.
В то же время к составу 8 вида разрешенного использования относятся, в том числе, земельные участки парков (культуры и отдыха).
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд первой инстанции правильно установил, что на спорном земельном участке, образованном путем размежевания земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3092 (прежний кадастровый номер 55:36:12 03 05:3025), располагаются зеленые насаждения.
31.03.2008 ООО "Сибирские кровли" обратилось с ходатайством в Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска о разрешении на вырубку защитных зеленых насаждений общей площадью 4200 кв.м., в количестве 190 стволов, в связи с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3025 - "для производственных целей".
В удовлетворении данного ходатайства (заявления) Обществу было отказано, в связи с нахождением насаждений в санитарно-защитной зоне Омского шинного завода, что подтверждается решением комиссии по сносу и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске от 21.05.2008 N 111, в связи с чем ООО "Сибирские кровли" впоследствии и обратилось с заявлением об изменении вида использования разрешенного использования на, в том числе, "скверы".
Учитывая, что к видам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 относятся: "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы", суд первой инстанции верно пришел к выводу о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к 8 виду разрешенного использования применительно к его составу: земельные участки парков (культуры и отдыха).
В апелляционной жалобе ее податель отмечает, что судом первой инстанции дано неправильное толкование Технических рекомендаций, поскольку перечень видов разрешенного использования является открытым, а потому подлежит расширительному толкованию.
Однако данный довод Управления Росреестра по Омской области основан на неверном толковании Технических рекомендаций, поскольку перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым.
Ссылка Управления Росреестра по Омской области на то, что судом первой инстанции не применен пункт 2.1.16 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", подлежит отклонению, исходя из следующего.
В пункте 2.1.16 названного правового акта определено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель поселений земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной или индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возможности одновременного отнесения спорного земельного участка к 7 и к 8 группам видов разрешенного использования.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно не применил вышеуказанный пункт Методических указаний.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные ООО "Сибирские кровли" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления Росреестра по Омской области удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по настоящему делу не распределяются, в связи с тем, что Управление Росреестра по Омской области является лицом, освобожденным от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.01.2011 по делу N А46-11429/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11429/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирские кровли"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области