г. Владивосток |
Дело N А51-18454/2010 |
20 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 17 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алфёровой
судей: Г.А. Симоновой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от Владивостокской таможни: Вдовина Е.В. по доверенности от 17.01.2011 N 8 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
Сидоренко С.В. по доверенности от 26.01.2011 N 36 сроком действия до 25.01.2012, удостоверение;
от ООО "Веросса Компани": Баргеева Т.А. по доверенности от 12.12.2010 сроком действия 1 год, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-2735/2011
на решение от 11.03.2011
судьи Н.В. Колтуновой по делу N А51-18454/2010 Арбитражного суда Приморского края по иску ООО "Веросса Компани" к Владивостокской таможне об оспаривании действий.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веросса Компани" (далее - заявитель, общество, ООО "Веросса Компани") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможня) по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 на сумму 42 575, 75 руб. с платежного поручения N 433 от 11.08.2010 и обязании ответчика осуществить возврат излишне взысканной суммы таможенных платежей в пользу ООО "Веросса Компании" в размере 42 575,75 руб. (в том числе пени 4 192, 71 руб.)
Решением суда от 11.03.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Владивостокской таможни по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 на сумму 42 575, 75 руб. в связи с их несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу о том, что решение N 2043 от25.08.2010 о зачете денежных средств принято таможней за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 361 ТК РФ (один год), в связи с чем у таможенного органа не имелось оснований для совершения действий по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 на сумму 42 575, 75 руб. внесенных в качестве авансовых платежей на счет таможенного органа платежным поручением N 433 от 11.08.2010. Требования в части обязания Владивостокскую таможню осуществить возврат излишне взысканной суммы таможенных платежей в пользу ООО "Веросса Компании" в размере 42 575,75 руб. (в том числе пени 4 192, 71 руб.) оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением заявителем досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, суд взыскал с Владивостокской таможни в пользу ООО "Веросса Компани" 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Владивостокская таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что судом не учтены переходные положения, действующие в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а именно пункт 2 статьи 366, пункт 1 статьи 370 названного Кодекса. В силу ст.99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. С учетом того, что начало течения срока таможенного контроля после выпуска товаров соотнесено с днем окончания нахождения товаров под таможенным контролем, и исходя из норм, содержащихся в пунктах 1и 3 статьи 370 ТК ТС, срок таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, помещенных под таможенным режим "выпуск для внутреннего потребления" до введение в действие ТК ТС исчисляется со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Учитывая, что спорный товар был выпущен в свободное обращение 17.08.2009, на момент вступления в силу ТК ТС (01.07.2010) срок таможенного контроля после выпуска товара не истек, предельный срок проверки достоверности сведений и принятия решений по ее результатам истекает 17.08.2012. На этом основании, ответчик считает, что оспариваемые действия Владивостокской таможни совершены в пределах сроков, предусмотренных статьей 99 ТК ТС с учетом положений пункта 1 статьи 370 настоящего Кодекса.
Представители таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Общества на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в части в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ООО "Веросса Компани" в счет договора поставки от 29.12.2008, заключенного с компанией "Кар Ленд Хокурики", ввезен на таможенную территорию РФ из Японии и оформлен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" товар, классифицируемый в подсубпозиции 8711 50 000 0 ТН ВЭД России - мотоцикл б/у, HONDA CBR900RR FIREBLADE, год выпуска 2000.07.01, двиг. SC44E-2014149, объем двигателя 929 см(3), мощность двигателя 147 л. с./110,25 кВт (графа 31 ГТД). Товар задекларирован ООО "Веросса Компани" по ГТД N 10702030/170809/0021872 с начислением ввозной таможенной пошлины в размере 20 % и НДС в размере 18%.
Для целей подтверждения заявленной мощности двигателя мотоцикла, при таможенном оформлении ООО "Веросса Компани" представлено экспертное заключение ООО "Союзморсервис" N 2020/2009, согласно которому мощность двигателя вышеуказанного мотоцикла составляет 147 л. с.
Должностным лицом ОТО и ТК Морской порт Владивосток при оформлении ГТД 10702030/170809/0021872 по товару N 1 было принято решение о применении ставки ввозной таможенной пошлины в размере 20% и НДС в размере 18 %.
В ходе проведения общей таможенной ревизии, в соответствии со ст. 367 ТК РФ СТИ ДВТУ направлен запрос ООО "Хонда Мотор РУС" о предоставлении информации о мощности двигателя мотоцикла марки HONDA CBR900RR FIREBLADE, год выпуска 2000.07.01, двиг. SC44E-2014149.
При получении ответа ООО "Хонда Мотор РУС" вх. от 08.06.2010 N СТИ 53 факс было установлено, что мощность двигателя мотоцикла модели HONDA CBR900RR FIREBLADE, год выпуска 2000.07.01, двиг. SC44E-2014149, составляет 152 л.с, т. е. имеет место наличие признаков недостоверного заявления сведений о мощности двигателя вышеуказанного мотоцикла в ГТД N 10702030/170809/0021872.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.07.2008 N 142-ФЗ, Приказом ФТС России от 16.02.2009 N 217 "О взимании акцизов" в отношении мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) установлена ставка акциза-214 руб. за 0,75 кВт(1 л. с), таможенный орган посчитал, что товар N 1, задекларированный по ГТД N10702030/170809/0021872 "мотоцикл б/у, "HONDA" СВR900RR FIREBLADE является подакцизным товаром и облагается акцизом по ставке 214 руб. за 0,75 кВт (1 л. с).
13.08.2010 ОТП Владивостокской таможни на основании пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса РФ, статей 98, 111 Таможенного кодекса таможенного союза РФ проведена проверка документов и сведений, предоставленных при таможенном оформлении товаров, заявленных по ГТД N 10702030/170809/0021872. Результаты проверки оформлены Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.08.2010 N 10702000/205/130810/А0031.
16.08.2010 Владивостокская таможня, руководствуясь статьей 412 Таможенного кодекса РФ, приняла решение N 10702000/160810/202 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста "Морской порт Владивосток" Владивостокской таможни от 17.08.2009 о правильности исчисления таможенных платежей по ГТД N10702030/170809/0021872.
Владивостокской таможней сопроводительным письмом N 25-25/25595 направлены в адрес ООО "Веросса Компани" копия Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.08.2010 N 10702000/205/130810/А0031 и копия решения Владивостокской таможни вынесенного в порядке ведомственного контроля от 16.08.2010 N 10702000/160810/202.
В связи с обнаружением факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей (пени), выявленного в результате проведения таможенного контроля в соответствии с Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.08.2010 N 10702000/205/130810/А0031, Решением в порядке ведомственного контроля от 16.08.2010 N 10702000/160810/202, ОТП Владивостокской таможни 16.08.2010 составлен Акт N 10702000/160810/0000132 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в размере 38 383,04 руб. и пени.
25.08.2010 Владивостокской таможней на основании пункта 2 статьи 353 Таможенного кодекса РФ вынесено решение N 2043 о зачёте авансовых платежей, внесённых на счёт таможенного органа платёжным поручением от 11.08.2010 N 433 в счёт погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 в размере 42 575,75 руб. (в том числе: акциз в размере 32 528 руб., НДС - 5 855,04 руб., пени -4 192,71 руб.).
Не согласившись с действиями таможенного органа по зачету денежных средств, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Веросса Компани" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (статья 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 352) (п.2 ст. 348).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 351.1), за счет иного имущества плательщика (статья 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (п.3 ст. 348).
По правилам статьи 353 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога производится в течение сроков хранения этих средств на счете Федерального казначейства по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. О взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей или денежного залога таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин, налогов (его правопреемнику), в течение одного дня после взыскания. Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога производится без направления требования об уплате таможенных платежей и без принятия решения о бесспорном взыскании.
Судом установлено, что основанием для зачета авансовых платежей явилось то обстоятельство, что в результате проведения таможенного контроля в соответствии с Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.08.2010 N 10702000/205/130810/А0031, Решением в порядке ведомственного контроля от 16.08.2010 N 10702000/160810/202, ответчиком обнаружен факт неуплаты таможенных платежей в размере 38 383,04 руб. и пени.
При этом решение о зачете денежных средств N 2043 было принято таможенным органом 25.08.2010.
Суд первой инстанции, оценивая представленные сторонами доказательства, сослался на положения статьи 361 ТК РФ, согласно которой таможенным органам предоставлено право проведения проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, пунктом 2 которой установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Посчитав о том, что решение N 2043 было принято таможней за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 361 ТК РФ (один год), суд пришел к выводу о том, что у таможенного органа не имелось оснований для совершения действий по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
С данной позицией суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза, настоящий кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. Отношения в области таможенного дела (включающие отношения, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем), возникшие и завершившиеся до введения в действие ТК ТС, исходя из указанной нормы, ТК ТС не регулируются.
Вместе с тем, пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 370 ТК ТС товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в Республике Казахстан, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.
Согласно статье 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 названного Кодекса.
По смыслу названных правовых норм, начало течения срока таможенного контроля после выпуска товаров соотнесено с днем окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Исходя из положений пункта 1 статьи 370 ТК ТС, срок таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, помещенных под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" до введение в действие ТК ТС, исчисляется со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Систематический анализ выше названных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в период времени, исчисляемый со дня окончания нахождения таких товаров под таможенным контролем до дня введения в действие ТК ТС, включается трехлетний срок, установленный в абзаце 1 статьи 99 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что спорный товар был выпущен в свободное обращение 17.08.2009. Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу 01.07.2010, следовательно, на товар, ввезенный Обществом по ГТД N 10702030/170809/0021872 распространяется срок проведения таможенного контроля, установленный в абз.1 статьи 99 ТК ТС, составляющий три года, поскольку на момент вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза не истек годичный срок для утраты у спорного товара, выпущенного в свободное обращение статуса находящегося под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 ТК РФ).
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что предельный срок проверки достоверности сведений, заявленных по ГТД N 10702030/170809/0021872 и принятия соответствующего решения, истекает 17.08.2012.
На этом основании, выводы суда первой инстанции о том, что решение N 2043 о зачете денежных средств принято таможней за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 361 ТК РФ (один год), сделаны без учета выше перечисленных норм Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что действия Владивостокской таможни по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 на сумму 38 383,04 руб совершены в пределах срока, установленного в абзаце 1 статьи 99 ТК ТС с учетом положений пункта 1 статьи 370 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, требование ООО "Веросса Компани" в выше указанной части не подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Вместе с тем, оставляя без рассмотрения в порядке пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ требование об обязании ответчика осуществить возврат излишне взысканной суммы таможенных платежей в пользу ООО "Веросса Компании" в размере 42 575,75 руб. (в том числе пени 4 192, 71 руб.) суд обоснованно исходил из того, что досудебный порядок урегулирования вопроса о возврате излишне уплаченных таможенных платежей предусмотренный статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Обществом не был соблюден.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины при подаче заявления и по оплате услуг представителя, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11 марта 2011 года по делу N А51-18454/2010 отменить в части.
В удовлетворении требований ООО "Веросса Компани" о признании незаконными действий Владивостокской таможни по зачету денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей по ГТД N 10702030/170809/0021872 на сумму 42 575, 75 руб. с платежного поручения N 433 от 11.08.2010 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18454/2010
Истец: ООО "Веросса Компани"
Ответчик: Владивостокская таможня