Мы являемся обособленным подразделением вуза (филиалом) и осуществляем свою деятельность в соответствии с утвержденным вышестоящей организацией положением. Наш руководитель действует на основании доверенности, выданной ректором вуза. На выполнение вмененных нам функций вышестоящая организация по смете доходов и расходов доводит до нас бюджетные ассигнования, которые выделяются из федерального бюджета. Мы планируем со сторонней организацией заключить договор на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, стоимость которого не превышает 60 000 руб. Однако вышестоящая организация (вуз) настаивает на том, чтобы мы подали заявку, в которой отразили бы потребность в канцелярских и хозяйственных товарах, а договор на их приобретение заключит сам вуз.
Вправе ли мы самостоятельно заключить договор на приобретение указанных материальных ценностей либо согласно нормам законодательства он должен заключаться вузом? При этом вуз наделен функцией государственного и муниципального заказчика, а филиал нет.
Сразу оговоримся: вопрос является спорным и четкого ответа на него не содержится в нормативных актах. Автор выражает свою позицию в части применения норм законодательства и опыта контрольных проверок.
Данный вопрос, по сути, относится к сфере применения Закона N 94-ФЗ*(1), что сегодня актуально для бухгалтеров бюджетных учреждений. Порядок применения данного нормативного документа разъяснил ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Согласно приведенным в данном постановлении разъяснениям при реализации государственным или муниципальным учреждениям (далее - учреждения) полномочий по расходованию выделенных им по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд необходимо руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ при наличии следующих условий:
- учреждение должно быть уполномочено органами государственной власти РФ, государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (ст. 4 Закона N 94-ФЗ);
- сумма договора должна превышать установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ), что составляет 60 000 руб. согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами" (ст. 1 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, применение Закона N 94-ФЗ обусловлено названными условиями. Следовательно, контролирующие органы при проведении проверки правильности размещения государственных (муниципальных) заказов первоначально обращают внимание на то, каким образом заключены договоры, стоимость которых превышает 60 000 руб. При этом стоимость договоров, заключенных с одним и тем же поставщиком, не суммируется (ни один нормативный акт, включая письма Минфина, не содержит данных требований).
Для того чтобы разобраться, вправе ли филиалы заключить договор на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров самостоятельно, необходимо определить юридический статус филиала.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Из Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), утвержденного Приказом Минобразования и науки РФ от 01.12.2005 N 297 (далее - Типовое положение N 297), следует, что филиал создается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение (далее - учредитель), по согласованию с Министерством образования и науки, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Он не является юридическим лицом.
Свою деятельность филиал осуществляет в соответствии с уставом вуза и положением о филиале (п. 8 Типовое положение N 297). Руководитель (директор) филиала имеет право по доверенности, выданной ректором вуза в соответствии с законодательством РФ, представлять данное учебное заведение в отношениях с органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, заключать с ними договоры, контракты и иные соглашения по вопросам деятельности филиала, пользоваться печатью вуза с изображением Государственного герба РФ.
Следовательно, если в положении о филиале, учредительных документах вуза и доверенности руководителя филиала указано, что филиал вправе самостоятельно заключать подобные договоры, то он может это делать. Однако, поскольку филиал является обособленным подразделением юридического лица, в данном случае - вуза, последним могут быть наложены определенные ограничения на его деятельность, как правило, это прописывается в положении о филиале. Поэтому действия вуза, требующего от филиала заявку, отражающую потребность филиала в канцелярских и хозяйственных товарах, с тем чтобы провести общий конкурс на их закупку, на наш взгляд, правомерен.
При заключении договора стоимостью свыше 60 000 руб. филиал должен руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ, если:
- в его учредительных документах, а также учредительных документах юридического лица, его образовавшего, установлено право самостоятельно заключать подобные договоры;
- филиал уполномочен выполнять функции государственного (муниципального) заказчика.
Т. Сильвестрова,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"