г. Челябинск |
|
25 мая 2011 г. |
N 18АП-4109/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2011 г..
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Е.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургской таможни на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 февраля 2011 года по делу N А47-4004/2010 (судья Хижняя Е.Ю.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - Бейлисон Р.Е. (доверенность от 11.01.2011 N Д-10, паспорт); Каширская Н.А. (доверенность от 11.01.2011 N Д-6, паспорт);
Оренбургской таможни - Волкова Е.А. (доверенность от 12.01.2011 N 008, служебное удостоверение).
Открытое акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" (далее - заявитель, ОАО "Орскнефтеоргсинтез", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) о взыскании суммы излишне уплаченных таможенных платежей в размере 438 010 руб. 45 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15 февраля 2011 года (резолютивная часть объявлена 08.02.2011) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Оренбургскую таможню произвести возврат ОАО "Орскнефтеоргсинтез" сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 438 010 руб. 45 коп.
Таможня не согласилась с решением суда и обжаловала его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган в порядке, установленном приказом ГТК России от 25.05.2001 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", в пункте 3 которого сказано, что для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов необходимо представить документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных пунктом 1 статьи 356 ТК РФ. Со ссылкой на статьи 124, 132 ТК РФ податель жалобы считает, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов будет подтвержден, если в таможенную декларацию будут внесены соответствующие изменения путем корректировки таможенной стоимости после проведения проверки правильности определения таможенной стоимости. Срок проведения такой проверки установлен пунктом 2 статьи 361 ТК РФ и составляет 1 год со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Срок для проведения проверки достоверности сведений, заявленных ОАО "Орскнефтеоргсинтез" в грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) N104090100/150508/0003090 и N104091000/230508/0003309 истек 23.05.2009. Таким образом, на момент обращения заявителя (04.06.2009) в Оренбургскую таможню с первым заявлением о проведении корректировки таможенной стоимости товара, отведенный таможенным законодательством срок уже истек и таможенный орган не имел права проводить какие-либо проверочные мероприятия по указанным выше ГТД, следовательно, факт излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по вышеназванным ГТД таможенным органом установлен не был, в связи с чем, возврат заявителю излишне уплаченных таможенных пошлин не мог быть произведен.
От общества в материалы дела поступил отзыв, в котором указано на неосновательность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель таможенного органа настаивал на доводах апелляционной жалобы, а представители ОАО "Орскнефтеоргсинтез" возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.12.2007 между ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ЮОП Лимитед (Великобритания) заключен контракт на поставку катализаторов б/н общей стоимостью 4 316 302,50 долларов США (т. 1, л.д. 21-39), во исполнение которого заявитель приобрел у поставщика катализатор марки R-98 и ввез его на территорию Российской Федерации, задекларировав по ГТД N 10409100/150508/0003090 и N 10409100/230508/0003309 (т. 1, л.д. 51-59).
В соответствии с изначально задекларированной стоимостью контакта ОАО "Орскнефтеоргсинтез" уплатило таможенные платежи в размере 25 700 000 руб. по платежному поручению N 1336 от 08.04.2008 (т. 1, л.д. 81).
В дальнейшем, как следует из дополнения N 4 к контракту на поставку катализатора от 07.12.2007, стоимость указанного контракта уменьшена сторонами на 77 307,03 долларов США (т. 1, л.д. 48-50).
По причине изменения цены контракта обществом вносились изменения в паспорт сделки от 12.12.2007, который переоформлен 01.06.2009 (т. 2, л.д. 74-79).
Сумма уменьшения цены контракта перечислена на счет общества, что подтверждено ведомостью банковского контроля от 28.12.2010, уведомлением N 1 Филиала АК Сбербанка РФ (ОАО) - Орского отделения N 8290 от 17.02.2009 (т. 1, л.д. 74-75; т. 2, л.д. 65-66).
В связи с изменением стоимости сделки по контракту от 07.12.2007 заявитель обратился в Оренбургскую таможню с письменными просьбами о проведении, принятии корректировки таможенной стоимости товара по ГТД N 10409100/150508/0003090 и N 10409100/230508/0003309, что оформлено письмами от 04.06.2009 N 619-Н и N1346-Н от 16.11.2009 (т. 1, л.д. 60, 67).
Таможенный орган письмом N 22-13/21617 от 20.11.2009 со ссылкой на пункт 2 статьи 361 ТК РФ отказал обществу в проведении корректировки таможенной стоимости, поскольку товар, ввезенный по спорным ГТД, утратил статус находящегося под таможенным контролем более года на момент обращения (т. 1, л.д. 69-71).
12.03.2010 ОАО "Орскнефтеоргсинтез" направило в таможню заявление о возврате (зачете) денежных средств в порядке статей 330, 335 ТК РФ (т. 1, л.д. 76-78), на которое заинтересованное лицо ответило письмом N 2-38/4683 от 24.03.2010, в котором отказало в возврате денежных средств в связи с истечением годичного срока для проверки правильности представленной корректировки, предусмотренного статьей 361 ТК РФ, указало, что факт излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов по вышеуказанным ГТД таможенным органом не установлен.
Полагая, что данный отказ таможни не соответствует закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза, настоящий кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. Поскольку правоотношения по рассматриваемому делу возникли до вступления в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, к ним подлежат применению нормы Таможенного кодекса Российской Федерации.
Порядок возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей регламентирован статьей 355 ТК РФ, в силу пункта 1 которой излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
Как указано в пункте 4 статьи 355 ТК РФ, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврат сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При этом пунктом 2 статьи 361 ТК РФ установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Действительно срок для проверки достоверности сведений по ГТД N 10409100/150508/0003090 и N 10409100/230508/0003309 на момент обращения заявителя в таможенный орган истек, однако это не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможне сумм.
На основе анализа указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установленный пунктом 2 статьи 361 ТК РФ предельный срок проверки таможенными органами достоверности сведений
после выпуска товаров в рамках мероприятий таможенного контроля не распространяется на случаи обращения декларанта с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, срок возврата которых составляет три года со дня уплаты.
Суд обоснованно посчитал, что одно лишь отсутствие корректировки таможенной стоимости не может служить основанием для отказа обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, так как право на их возврат подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
Стоимость внешнеэкономической сделки, на основании которой должны быть рассчитаны причитающиеся уплате таможенные платежи, достоверно установлена судом первой инстанции на основании имеющихся в деле документов и норм Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1), ТК РФ.
Так, в силу положений пункта 3 статьи 13 Закона N 5003-1 заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 323 ТК РФ предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Как следует из пункта 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, порядок и условия применения которого содержатся в статье 19 Закона N 5003-1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.
Судом верно оценены имеющиеся в деле документы (контракт от 07.12.2007, дополнения к нему N 3 от 30.12.2008, N 4 от 15.05.2009, инвойс N 01141085 от 17.12.2007, паспорт сделки от 12.12.2007, переоформленный паспорт сделки от 01.06.2009) и сделано заключение о том, что стороны пришли к соглашению о фактической покупной цене товара, которая составила в итоге 4 092 557,47 долларов США.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия таможни по отказу в возврате заявленной ОАО "Орскнефтеоргсинтез" суммы излишне уплаченных таможенных платежей являлись необоснованными, а сам отказ нарушал права общества и противоречил ТК РФ, Закону N 5300-1.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения таможни в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие закону и основанные на неверном его толковании.
Выводы суда соответствуют закону и основаны на материалах дела, оснований для их переоценки не имеется.
При указанных обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 февраля 2011 года по делу N А47-4004/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4004/2010
Истец: ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Приволжское таможенное управление Оренбургская таможня