г. Москва
26 мая 2011 г. |
Дело N А41-42740/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Старыниной Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Краснощекий Р.А. - доверенность от 22.09.2010 N ИС-12448,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
3-и лица: Администрация Красногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом; общество с ограниченной ответственностью "Элвик Плюс" (ИНН: 5032071564; ОГРН: 1025004058287) - Конина Л.Г. - доверенность от 18.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 г.. по делу N А41-42740/10,
принятое судьей Калининой Н.С.,
по иску (заявлению) Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица - Администрация Красногорского муниципального района Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Элвик Плюс" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, Управление) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 01 01:0033, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский р-н, вблизи д. Тимошкино, площадью 4000000 кв.м. В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация Красногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "Элвик Плюс" (далее - общество, ООО "Элвик Плюс").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 г.. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его необоснованным, противоречащим действующему законодательству, вынесенным с неправильным применением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним именно Российская Федерация является правообладателем спорного земельного участка; с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им. Управление также указывает, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными; вещное право на спорный земельный участок Администрации не принадлежит; основанием заявленных требований является наличие неразграниченной собственности, при этом истцом является Министерство имущественных отношений Московской области, которое не доказывает наличие вещных прав на спорный земельный участок.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Администрации Красногорского района Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания. Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений Московской области и ООО "Элвик Плюс" против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебном акте и в письменных пояснениях Министерства на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей Министерства имущественных отношений Московской области и ООО "Элвик Плюс", исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.2003 между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Элвик Плюс" заключен договор N 12012-Z аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 50:11:005 01 01:0033, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский р-н, вблизи д. Тимошкино, площадью 4000000 кв.м. На земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества; земельный участок передан для осуществления арендатором индивидуального жилищного строительства (т.1, л.д. 64-72).
Указанный договор прошел государственную регистрацию (запись регистрации - июнь 2003 года N 50-01/11-15/2003-444.1 - т.1, л.д. 64).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 01 01:0033 площадью 4000000 кв.м., категория земель - "земли поселений", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм и заключений соответствующих служб, расположенный вблизи д. Тимошкино Красногорского района Московской области.
Согласно пункту 2.1 указанного договора земельный участок передан арендодателем арендатору во временное владение и пользование сроком на 49 (сорок девять) лет с 01.06.2003 по 31.05.2052. Таким образом, с 01.06.2003 и до настоящего времени Министерство является арендодателем вышеуказанного земельного участка
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2009 N 98/005/2009-6282 на земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 01 01:0033 площадью 4000000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Тимошкино, правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (т.1, л.д. 10).
Поскольку фактом регистрации нарушены права Министерства имущественных отношений Московской области на распоряжение спорным земельным участком, в соответствии с п. 52, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось с заявлением о признании отсутствующим права собственности в арбитражный суд.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как усматривается из регистрационного дела, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им, в том числе право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Министерство считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таки образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок не представлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть противозаконно; а ответчик не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть, такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не имеется.
Каких-либо иных доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 г. по делу N А41-42740/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42740/2010
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МО, Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Администрация Красногорского муниципального района МО, ЗАО "ИСК" "Новое Строительство", НП "Русская гильдия Антикваров", ООО "ОблТоргУниверсал", ООО "Первый полиграфический комбинат", ООО "Регионально финансово-строительная компания", ООО "Терминал Девелопмент", ООО "ЭЛВИК плюс", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФРС ПО МО