В Федеральном законе от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрена возможность создания органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных и муниципальных заказчиков. Как такая структура создается и каковы ее функции?
В ст. 4 Закона N 94-ФЗ сказано следующее:
- федеральный орган исполнительной власти, орган власти субъекта РФ и орган местного самоуправления вправе создать соответствующий орган власти (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять функции по размещению заказов для государственных (муниципальных) заказчиков (далее - уполномоченный орган);
- порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков, а также возложенные функции должны быть установлены в решении о создании такого органа;
- на уполномоченный орган могут быть возложены все права и обязанности заказчика, установленные Законом, кроме права подписания государственного (муниципального) контракта. Контракты подписываются только заказчиками.
Из этих положений следует, что уполномоченный орган должен отвечать двум условиям:
- иметь статус юридического лица;
- являться органом власти или местного самоуправления.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В большинстве субъектов РФ и практически во всех муниципальных образованиях работу по размещению заказов осуществляют специальные органы исполнительной власти. Например, в Белгородской области - это Управление информационных и социальных технологий, государственного заказа и лицензирования, в г. Санкт-Петербурге - Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, в г. Москве уполномоченный орган называется Тендерный комитет.
Работа по госзакупкам достаточно новая. Поэтому стоит поинтересоваться опытом Москвы (пост. Правительства г. Москвы от 13.12.05 N 1030-ПП), Санкт-Петербурга (пост. Правительства г. Санкт-Петербурга от 30.11.05 N 1829), Кемеровской обл. (пост. Коллегии Администрации Кемеровской обл. от 20.02.06 N 52) и др.
На практике наделение уполномоченного органа конкретными функциями по размещению заказа имеет множество вариантов. Отдельные заказчики ставят задачу только методологического обеспечения: если представители заказчика обращаются, то их консультируют, в отдельных случаях помогают оформить документы. Другие - поручают проводить все процедуры по торгам, оставляя за собой только котировки. Многие регионы и муниципальные образования устанавливают перечень продукции (работ, услуг), торги по которым проводит только уполномоченный орган. Часто вводится ценовой критерий, выше которого размещение заказа обеспечивает только уполномоченный орган власти. С "мелкими" суммами работают сами бюджетные учреждения, а начиная, например, с пяти миллионов - уполномоченный орган. Применяют и оба условия при определении полномочий - порог цены и перечень определенных товаров.
Как правило, уполномоченный орган размещает заказы за счет средств того уровня бюджетной системы, орган власти которого наделил его полномочиями. То есть Управление государственного заказа субъекта РФ - уполномоченный орган, не может размещать муниципальные заказы без полномочий, добровольно переданных муниципальными заказчиками и официально оформленных.
Напомним, что в ст. 6 Закона прописано право уполномоченного органа привлекать на основе договора специализированную организацию, обеспечивающую функции обеспечения проведения торгов. Но такое право должно быть предусмотрено в решении о его создании.
Спорным, по мнению автора, является возложение на уполномоченный орган функций контроля за правильностью размещения заказа.
Л.С. Егорова,
консультант
1 июня 2007 г.
"Ваш бюджетный учет", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998