Пул лидеров факторинга
В последнее время рынок факторинговых услуг зарекомендовал себя как перспективный и доходный бизнес, поэтому попробовать себя на новом поприще решает все больше новых игроков. Эта тенденция отмечается и сегодня, а точнее, она усиливается, поскольку инвестиционная привлекательность этой сферы растет. Однако для выхода на рынок факторинга требуется весьма серьезная стартовая база, что является одной из важнейших его особенностей. Причем речь идет не только о величине уставного капитала и возможностях привлечения финансовых ресурсов, но и о сроках становления факторинговой компании: изучение рынка, разработка продуктов и всех необходимых методологий.
Всех операторов факторинга в нашей стране условно можно разбить на две группы. В первую группу входят специализированные факторинговые компании и банки, предлагающие факторинг, во вторую - банки, оказывающие факторинговые услуги (то, что в мировой практике называется invoice discounting). Компании первой группы предлагают так называемый полный факторинг - продукт, который может включать финансирование оборотного капитала, страхование кредитных рисков, учет дебиторской задолженности, коллекторские услуги. При этом клиент может получить как все эти услуги вместе, так и какую-то одну по выбору. Следует отметить, что согласно Конвенции о международном факторинге UNIDROIT (Международного института по унификации частного права), принятой в Оттаве 28 мая 1988 г., факторинг включает четыре услуги: финансирование под уступку денежного требования, учет дебиторской задолженности клиента, ее взыскание и (в случае факторинга без регресса) принятие на себя рисков неплатежа. Чтобы кредитная сделка в России считалась факторинговой, она должна содержать, как минимум, две услуги из указанной выше услуг.
Вторая группа занимается финансированием под уступку денежного требования. По сути, это кредит, в котором в качестве обеспечения выступает дебиторская задолженность, и данная услуга вполне соответствует природе банковской деятельности. Для них факторинг - один из продуктов наряду с классическими банковскими продуктами, причем далеко не приоритетный.
Что касается компаний, предоставляющих полный спектр услуг факторинга, их деятельность, по оценкам участников этого рынка, должна соответствовать требованиям, которые и предопределяют высокие барьеры для входа на рынок факторинга. К ним относятся широкая сеть дистрибуции, риск-менеджмент (экспертиза) и операционная база, в том числе информационные технологии. Рассмотрим каждую из этих позиций.
Факторинг по определению является массовой услугой для широкого круга развивающихся средних и малых предприятий. Следовательно, чтобы привлечь значительное количество этих предприятий, нужна сеть дистрибуции. При этом банковская сеть, как правило, не подходит для продажи услуг факторинга. Причина состоит в том, что факторинг внутри банковской сети может конкурировать с кредитом, но кредит и факторинг - разные финансовые инструменты с различными целями их использования. На создание сети дистрибуции может потребоваться не менее трех лет.
Особенность второго барьера заключается в том, что кредитная экспертиза не подходит для факторинга. Банки ориентируются на финансовое состояние и кредитные истории клиентов. Факторинговым же компаниям нужны данные не по кредитным, а по репутационным историям. Подобной базы на открытом рынке нет: необходимо создавать ее самостоятельно. Создание такой базы и разработка скоринговой системы оценки рисков у компании "Еврокоммерц", например, заняли около шести лет.
Наконец, факторинг - услуга, требующая оперативной обработки огромного числа операций. У одного клиента может быть до нескольких сот покупателей на факторинге, а в свою очередь клиентов у фактора - сотни и даже тысячи, поэтому возникает необходимость в качественной ИТ-системе. Причем готовые решения, в том числе заимствованные из практики западных стран, в этом случае не подходят. Необходимо создавать собственные разработки или как дискуссионный вариант в течение длительного периода настраивать готовое программное обеспечение, для разработки которого потребуется не менее трех лет.
Таким образом, серьезный фактор - это компания, которая организовала систему риск-менеджмента, отказавшись от традиционного банковского подхода к оценке рисков, когда оцениваются финансовое состояние заемщика и его залоговая база. Другими словами, и банк, и фактор хорошо знают своих клиентов, но это принципиально разные знания. Фактор знает бизнес своего клиента и структуру его отношений с покупателями, оценивая перспективу развития этих отношений, банк - только текущий срез финансового портрета клиента. В результате необходимая практика, наработанная компаниями за несколько лет, становится их решающим конкурентным преимуществом.
Важной причиной дальнейшего усиления позиций на факторинговом рынке ведущих игроков, по мнению аналитиков, является то, что в 2006 г. этот сегмент стал по-настоящему привлекательным. Среди наиболее значимых изменений в этой сфере "Эксперт РА" отметил покупку контрольного пакета акций факторинговой компании "Еврокоммерц" инвестиционной компанией "Тройка Диалог" в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund.
Существенным моментом для вхождения на рынок факторинга становится приближение стандартов факторинговых услуг к мировым аналогам. Наряду с появлением новых продуктов компании начали специализацию, что приводит к увеличению дистанции между ними и потенциальными участниками рынка. Так, "Еврокоммерц" в апреле запустил линейку коробочных продуктов. По сути, это ничто иное как создание еще одного барьера для входа на этот рынок. Коробочные продукты задают новые стандарты потребления факторинга: действительное безлимитное финансирование, безрегрессный факторинг на новых покупателей, выдача финансирования за шесть часов, финансирование, закупки и продажи. Выпуск коробочного продукта стал возможным благодаря тому, что компания смогла предоставить клиентам возможность самостоятельно принимать решение об условиях финансирования: объемы, сроки, цена.
Наметились и другие тенденции. Во всем мире, как правило, число факторов в одной стране сравнительно небольшое. Лишь в шести странах мира число факторинговых компаний превышает три десятка. В среднем в странах с развитым факторингом, по последним данным "Эксперта РА", сейчас работает 13 факторов. В этом отношении Россия сохраняет мировые тенденции.
К. Пискун,
директор по маркетингу ЗАО "ФК "Еврокоммерц"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71