Правовая охрана коммерческих обозначений:
новеллы законодательства
В четвертой части Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), вступающей в силу с 1 января 2008 г., содержится много теоретически и практически значимых положений, выводящих отечественное законодательство в сфере интеллектуальной собственности на качественно новый уровень. К важнейшим новеллам такого рода можно отнести правила, регламентирующие правовой режим коммерческих обозначений, которые являются символами, позволяющими различать аналогичные предприятия в области торговли и оказания услуг. Согласно ст. 1225 ГК РФ коммерческие обозначения отнесены к охраняемым объектам интеллектуальной собственности, что соответствует положениям, закрепленным в п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г.
Вопросу правовой охраны коммерческих обозначений посвящен § 4 гл. 76 "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, работ и предприятий" четвертой части ГК РФ. Однако указанные правила гражданского законодательства в законную силу еще не вступили. Действующий ГК РФ, хотя и оперирует понятием "коммерческое обозначение" (п. 1 ст. 1027, ст. 1037 и др.), но сущности данного объекта интеллектуальной собственности не раскрывает. Поэтому в юридической доктрине была дана различная трактовка понятия "коммерческое обозначение". По одной точке зрения, под коммерческим обозначением следует понимать незарегистрированное общеизвестное наименование, применяемое предпринимателем в своей деятельности*(1), согласно второй - коммерческое обозначение необходимо рассматривать в качестве средства индивидуализации предприятия*(2). Указанные позиции имеют спорное теоретическое обоснование. Вместе с тем законодатель закрепил именно второй подход к определению сущности коммерческого обозначения в четвертой части ГК РФ. Таким образом, опираясь на новеллы законодательства, можно определить некоторые особенности правовой охраны коммерческих обозначений.
Понятие и признаки коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение представляет собой охраняемое без специальной регистрации обозначение, используемое правообладателем для индивидуализации торгового, промышленного или иного предприятия. При этом предприятием является "принадлежащий предпринимателю единый и обособленный имущественный комплекс, признаваемый недвижимостью и используемый для ведения предпринимательской деятельности"*(3). Коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одного или нескольких предприятий правообладателя (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).
Анализируя ст. 1538, 1539 четвертой части ГК РФ, можно выделить признаки рассматриваемого средства индивидуализации. Признаки коммерческого обозначения обусловливаются основным назначением данного символа индивидуализировать предприятие и выделять его из числа подобных объектов, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам.
Признаками коммерческого обозначения являются:
условное обозначение;
новизна;
различительная способность;
известность коммерческого обозначения в пределах определенной территории.
Следует подчеркнуть, что проверка указанных критериев охраноспособности осуществляется не в порядке специальной правовой процедуры (экспертизы), а только в случае нарушения или оспаривания права на коммерческое обозначение. Это связано с особенностями возникновения исключительного права на рассматриваемый объект интеллектуальной собственности: коммерческое обозначение не требует государственной регистрации в компетентном органе и соответствующей проверки. Кроме того, коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).
В качестве родового критерия коммерческого обозначения можно выделить условное обозначение. Это означает, что коммерческое обозначение является определенным символом, индивидуализирующим внешнее проявление имущественного комплекса как объекта права и позволяющим третьим лицам (потребителям, конкурентам и т.д.) идентифицировать указанный объект в коммерческом обороте. При этом в качестве коммерческих обозначений охраняются не любые условные обозначения, а символы, используемые в предпринимательской деятельности и имеющие отношение к коммерции (в первую очередь, к торговым операциям). Так, в качестве коммерческих обозначений могут охраняться названия торговых центров, ресторанов, кафе, ночных клубов, магазинов, автозаправок и т.д.
Кроме того, что коммерческое обозначение представляет собой условное обозначение, оно должно соответствовать критерию новизны. Новизна выражается в отличии коммерческих обозначений от охраняемых средств индивидуализации, вошедших в торговый оборот, права на которые принадлежат другим лицам. Признак новизны коммерческих обозначений вытекает из п. 2 ст. 1539 ГК РФ, согласно которому не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Исследование приведенных норм позволяет сделать вывод об определенной специфике критерия новизны коммерческого обозначения:
новизна коммерческого обозначения может быть установлена путем сопоставления рассматриваемого объекта с охраняемыми на территории Российской Федерации товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, имеющими иных правообладателей;
для соответствия критерию новизны исключительное право на коммерческое обозначение должно возникнуть раньше, чем исключительные права на смежные объекты или коммерческие обозначения, принадлежащие другим лицам. Следует учитывать, что правовая охрана товарному знаку предоставляется на основании государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также в силу международных договоров Российской Федерации. В свою очередь, право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица;
при установлении новизны коммерческого обозначения необходимо учитывать профиль деятельности индивидуализированного коммерческим обозначением предприятия, а также особенности установления новизны в отношении схожих средств индивидуализации. Например, новизна товарного знака определяется лишь в пределах обозначений, применяемых в отношении однородных товаров (принцип специализации знака);
новизна коммерческого обозначения означает, что среди известных обозначений отсутствуют не только идентичные ему обозначения, но и сходные, т.е. совпадающие с ним лишь частично. Наличие в гражданском обороте тождественного обозначения, т.е. обозначения, совпадающего с коммерческим обозначением во всех элементах, исключает новизну коммерческого обозначения и является препятствием для его охраноспособности при определенных условиях.
Труднее оценить новизну при наличии в обороте лишь сходных до степени смешения объектов. Нужно отметить, что новое законодательство в сфере коммерческих обозначений понятие сходства исчерпывающим образом не раскрывает. Полагаем, что ориентиры для решения данного вопроса есть в нормах Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утв. приказом Роспатента 5 марта 2003 г., которые можно применять по аналогии с законом. Так, согласно п. 14.4.2 указанного документа обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Таким образом, при установлении сходства коммерческого обозначения с товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, имеющими иных правообладателей, нужно опираться на следующие принципы:
недопустимо смешение обозначений в торговом обороте и введение в заблуждение потребителей и иных лиц относительно принадлежности предприятия (п. 2 ст. 1539 ГК РФ);
при установлении сходства должны учитываться все возможные аспекты восприятия - зрительное, слуховое, а также общее впечатление, создаваемое символом;
оценка сходства обозначений должна основываться на восприятии их лицом со средней степенью внимательности и подготовки.
Новизна коммерческого обозначения, хотя и означает его неповторимость, тем не менее полностью не может обеспечивать выполнение им отличительной функции. Поэтому другим важным признаком коммерческого обозначения является его различительная способность. Законодатель отмечает, что коммерческое обозначение должно обладать "достаточными различительными признаками" (п. 1 ст. 1539 ГК РФ), но, к сожалению, не дает определения этому критерию охраноспособности. Представляется, что под различительной способностью коммерческих обозначений следует понимать способность вызывать у потребителей, конкурентов, контрагентов ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации предприятия как имущественного комплекса и его владельца. Заметим, что коммерческое обозначение будет обладать такой способностью, если оно независимо от обозначаемого им объекта, т.е. выбрано произвольно. Например, обозначение "Магазин" не соответствует рассматриваемому критерию в отношении магазина как специально организованной совокупности материальных средств, принадлежащих правообладателю. Кроме того, не отвечают признаку различительной способности обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами, содержащие описательные характеристики объекта (указывающие на его вид, свойства, назначение), а также обозначения в виде цифр, отдельных букв, не имеющих смыслового характера, простых геометрических фигур и т.д. Указанный подход к признаку различительной способности, сложившийся в сфере правовой охраны товарных знаков, вполне можно применить и к коммерческим обозначениям.
В качестве примера приведем спор по поводу использования предпринимателем цифрового обозначения для идентификации своего бизнеса. Индивидуальный предприниматель Иванов А.Ю. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бахтюрину Д.К. о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а именно с требованием прекратить использование в рекламе услуг такси телефонного номера 555-222 и рекламных формул "ТАКСИ 555-222" и "TAXI 555-222". При этом Иванов А.Ю. являлся правообладателем комбинированного товарного знака "ТАКСИ 555", который совместно с телефонным номером 555-000 использовался Ивановым А.Ю. в рекламе своих услуг. Решением суда первой инстанции данный иск был удовлетворен. Однако суд апелляционной инстанции в удовлетворении иска предпринимателю Иванову А.Ю. отказал.
Дело рассматривалось в кассационной инстанции Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа. Суд отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы, сославшись, в частности, на то, что "само по себе использование Бахтюриным Д.К. в рекламе услуг такси телефонного номера 555-222 не затрагивает исключительных прав истца на зарегистрированный им товарный знак N 254927, поскольку данный номер является средством связи, а не коммерческим обозначением"*(4).
Полагаем, что данное судебное решение можно рассматривать (хотя и косвенно) как отказ суда трактовать в качестве коммерческого обозначения символ, состоящий из набора цифр.
Заканчивая характеристику указанного признака, отметим, что не обладающие различительным характером обозначения в результате длительного интенсивного использования могут приобрести достаточную для индивидуализации предприятия различительную способность.
Наконец, еще одним критерием охраноспособности коммерческого обозначения является известность обозначения в пределах определенной территории в отношении конкретного предприятия (п. 1 ст. 1539 ГК РФ).
В условиях отсутствия правового регулирования коммерческих обозначений большинство исследователей выделяло признак общеизвестности указанных объектов в качестве основного*(5). Например, отмечалось, что данное наименование охраняется без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности на основании ст. 6-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности*(6). Вместе с тем приведенные правила Парижской конвенции не подходят в качестве нормативной базы для коммерческих обозначений, так как регламентируют правовой режим общеизвестных товарных знаков.
В свою очередь, нормы четвертой части ГК РФ, посвященные коммерческим обозначениям, не содержат требований к оценке известности данных средств индивидуализации.
На известность коммерческих обозначений могут повлиять следующие факторы:
интенсивное использование коммерческого обозначения на определенной территории (способы использования коммерческого обозначения, широкая рекламная кампания, среднегодовое количество потребителей товаров и услуг правообладателя и т.д.);
срок использования обозначения в коммерческом обороте.
При установлении известности коммерческого обозначения совсем не обязательно учитывать известность обозначения на всей территории Российской Федерации, за исключением случаев создания сети соответствующих предприятий конкретным предпринимателем во всех регионах России. Представляется, что известность должна ограничиваться той территорией, где функционирует предприятие, в первую очередь границами определенного муниципального образования.
Вопрос об известности коммерческих обозначений имеет еще один аспект. Речь идет о моменте возникновения исключительного права на коммерческое обозначение. В законе данный момент четко не определен. Кроме того, учитывая требование известности коммерческих обозначений, к указанной проблеме нельзя подходить однозначно. Ввиду отсутствия государственной регистрации рассматриваемых объектов напрашивается вывод о том, что исключительное право на коммерческое обозначение возникает с начала фактического использования этого обозначения в гражданском обороте. При этом доказательством фактического использования могут служить различные платежные и другие финансово-хозяйственные документы, рекламные материалы, объявления и т.д.
Вместе с тем использование коммерческого обозначения предполагает его известность, которую законодатель установил в качестве признака коммерческого обозначения. Следовательно, не исключены два различных основания возникновения права на коммерческое обозначение. Во-первых, как правоустанавливающий момент можно рассматривать факт применения обозначения в коммерческом обороте, но при условии, что коммерческое обозначение содержит часть известного фирменного наименования либо полностью или частично повторяет его известный товарный знак. Во-вторых, основанием возникновения права на коммерческое обозначение может быть широкая распространенность нового и обладающего различительной способностью символа на определенной территории в отношении конкретного предприятия, включающая достаточную для установления известности узнаваемость коммерческого обозначения среди потребителей. Однако, учитывая отсутствие в законодательстве четких критериев определения известности коммерческих обозначений, а также сложности в установлении момента возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, можно прийти к заключению о необходимости введения процедуры государственной регистрации коммерческих обозначений в компетентном органе (федеральном или территориальном) как основания предоставления правовой охраны рассматриваемым объектам.
Виды коммерческих обозначений
Классификация коммерческих обозначений имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Прежде всего, она позволяет выявить специфику того или иного обозначения, оказывающую влияние на восприятие символа потребителями и иными лицами. Кроме того, классификация коммерческих обозначений позволяет отграничить их от сходных объектов интеллектуальной собственности (фирменных наименований, товарных знаков и др.).
В зависимости от формы выражения коммерческих обозначений можно выделить словесные, изобразительные, комбинированные обозначения, а также коммерческие обозначения особых видов. Если коммерческое обозначение используется для индивидуализации нескольких предприятий, то форма его выражения должна соответствовать определенным требованиям и корпоративным стандартам (например, при индивидуализации дилерских центров).
Среди указанных разновидностей коммерческих обозначений словесные символы занимают особое место. Их значимость определяется рядом причин. Так, словесные обозначения легче воспринимаются и быстрее запоминаются, чем другие виды обозначений. Возможность создания словесных коммерческих обозначений практически не ограничена. Наконец, словесные символы имеют огромные преимущества в плане рекламы.
Словесное коммерческое обозначение может быть создано в виде слова, сочетания букв, имеющего словесный характер, словосочетания, предложения. Указанные обозначения применяются в качестве названий предприятий в сфере торговли и оказания услуг (гостиницы, кафе, магазины и т.д.), а также для индивидуализации транспортных средств, относящихся в соответствии со ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости. Например, согласно ст. 20 Кодекса торгового мореплавания РФ идентификация судна осуществляется через его собственное название.
Действующее законодательство не исключает использование в качестве средства индивидуализации предприятия изобразительных коммерческих обозначений. Так, некоторые организации имеют право применять для визуальной идентификации своей деятельности различные графические символы, которым может быть придан режим коммерческих обозначений. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах " акционерное общество помимо штампов и бланков со своим наименованием, а также зарегистрированного товарного знака, вправе иметь собственную эмблему. Аналогичные положения содержатся и в п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Отличительными чертами изобразительного коммерческого обозначения являются: использование графических элементов; построение изображения по принципу художественной композиции; цветовое решение рисунка в целом. Главной стороной восприятия изобразительных обозначений является визуальная сторона. Поэтому к числу достоинств данных символов следует отнести их высокие рекламно-эстетические свойства.
Комбинированное коммерческое обозначение обычно состоит из словесной и изобразительной частей, причем смысловое значение могут иметь обе части. Однако довольно часто изобразительный элемент иллюстрирует словесную часть символа. При этом словесные и изобразительные элементы должны быть композиционно и сюжетно взаимосвязаны, образовывая единое целое.
Часто на практике предприниматели используют в качестве комбинированного средства индивидуализации своей хозяйственной деятельности так называемые логотипы. Логотип представляет собой оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения, включающее, как правило, полное или сокращенное фирменное наименование с применением специальных шрифтов и изобразительных элементов. Чаще всего логотипы создаются в целях регистрации в качестве товарных знаков. Вместе с тем незарегистрированный как товарный знак логотип имеет особую правовую природу. Можно согласиться с мнением специалистов о том, что использование незарегистрированного логотипа с целью индивидуализации бизнеса является типичным примером коммерческого обозначения*(7).
Наконец, коммерческие обозначения особого вида представляют собой символы, рассчитанные на восприятие органами чувств. К ним можно отнести световые, звуковые и иные обозначения, ассоциирующиеся у потребителей и иных субъектов с определенным имущественным комплексом. Полагаем, что наибольшее распространение среди этой группы символов получат звуковые обозначения (музыкальные мелодии и другие акустические сигналы), например, в качестве заставок телеканалов.
Отличие коммерческих обозначений от сходных объектов
интеллектуальной собственности
Статья 1541 четвертой части ГК РФ обусловливает необходимость в четком соотношении прав на коммерческое обозначение и смежные объекты интеллектуальной собственности, т.е. объекты, имеющие сходные с коммерческим обозначением функции и некоторые общие принципы построения правовой охраны. К таким объектам законодатель относит фирменное наименование и товарный знак. Указанные объекты интеллектуальной собственности, наряду с наименованиями мест происхождения товаров, объединяются в рамках единого института правовой охраны средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (гл. 76 ГК РФ).
Особую важность исследование взаимосвязи и различий коммерческих обозначений и сходных средств индивидуализации приобретает в случае, когда права на них принадлежат разным субъектам и существует необходимость "разведения" этих прав. Определив общие черты и отличительные признаки коммерческих обозначений от смежных объектов интеллектуальной собственности, можно выработать схему выхода из конфликтных ситуаций.
Основная функция фирменного наименования состоит в индивидуализации коммерческой организации, что сближает указанный объект с коммерческим обозначением. Так же, как и коммерческое обозначение, фирменное наименование организации, имеющей хорошую деловую репутацию, может выполнять и рекламную функцию. Схожесть функций фирменного наименования и коммерческого обозначения определяет совпадение некоторых аспектов их правовой охраны. Так, право на фирменное наименование, как и право на коммерческое обозначение, является абсолютным, исключительным и возникает в явочном порядке. Во многом совпадают порядок и способы защиты указанных прав. К другим чертам сходства рассматриваемых объектов можно отнести, в частности то, что в коммерческие обозначения, как и в фирменные наименования, нельзя включать символы, способные ввести в заблуждение третьих лиц.
Вместе с тем между коммерческим обозначением и фирменным наименованием есть существенные различия.
Во-первых, если коммерческое обозначение позволяет индивидуализировать предприятие как имущественный комплекс, то фирменное наименование индивидуализирует само юридическое лицо в ряду других участников гражданского оборота и характеризует репутацию коммерческой организации в целом. При этом коммерческое обозначение более рассчитано на использование в потребительской среде, чем фирменное наименование.
Во-вторых, коммерческое обозначение, в отличие от фирменного наименования, может существовать не только в словесной, но и в иной форме. Следовательно, возможность столкновения прав на указанные объекты существует лишь в отношении словесных коммерческих обозначений либо комбинированных коммерческих обозначений со словесным элементом. Кроме того, фирменное наименование содержит ряд обязательных реквизитов (указание на организационно-правовую форму и др.), что не характерно для коммерческих обозначений. При этом довольно часто коммерческое обозначение повторяет оригинальную отличительную часть фирменного наименования.
В-третьих, фирменное наименование могут использовать только коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54, ст. 1473 ГК РФ). К числу же субъектов права на коммерческое обозначение относятся как юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (коммерческие организации, а также некоммерческие юридические лица, которые в соответствии с их учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность), так и граждане-предприниматели (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).
В-четвертых, право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ). В свою очередь, основания возникновения права на коммерческое обозначение в законодательстве четко не определены. Как отмечалось, к таким основаниям при определенных условиях можно отнести начало фактического использования коммерческого обозначения в гражданском обороте. При этом исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование (п. 1 ст. 1541 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 1540 ГК РФ основанием прекращения права на коммерческое обозначение является непрерывное не использование указанного объекта в течение одного года.
Наконец, в-пятых, в отличие от права на коммерческое обозначение, распоряжение правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ)*(8). Следует отметить, что обладатель права на коммерческое обозначение может предоставить другому лицу право на использование обозначения в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии. Кроме того, возможен переход исключительного права на коммерческое обозначение (в частности, по договору, в порядке универсального правопреемства), но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется (п. 4, 5 ст. 1539 ГК РФ).
Более близки по правовой природе к коммерческим обозначениям товарные знаки. Согласно п. 2 ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. При этом коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Коммерческие обозначения и товарные знаки схожи по функциям, видам, субъектам и содержанию прав на указанные объекты. В случае не использования как товарного знака, так и коммерческого обозначения для правообладателя наступают отрицательные последствия. Порядок и способы защиты нарушенного права на товарный знак и коммерческое обозначение в основном совпадают.
Заметим, что до принятия четвертой части ГК РФ в судебной практике отдавалось предпочтение товарным знакам как объектам, подробно регламентированным в законодательстве, перед коммерческими обозначениями.
Показательно в этом отношении постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2001 г. N КА-А40/4873-01, которым истцу фактически было отказано в признании права на коммерческое обозначение "Ресторан Львиное сердце". Суд сослался на то, что "в российском законодательстве отсутствует норма, регулирующая отношения, возникающие в результате использования коммерческих обозначений". Кроме того, Федеральный арбитражный суд Московского округа отметил, что "словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков"*(9).
К числу основных различий товарных знаков и коммерческих обозначений можно отнести следующие:
товарные знаки различают однородные товары и услуги разных предпринимателей, а коммерческие обозначения служат для идентификации предприятий;
правовая охрана товарных знаков, в отличие от охраны коммерческих обозначений, предоставляется на основе их государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам либо в силу международных договоров Российской Федерации;
право на товарный знак носит срочный характер, оно может со временем отмереть, в частности, по мере превращения знака в родовое название товара. В любом случае для поддержки права на товарный знак в силе необходима периодическая перерегистрация обозначения с уплатой пошлины. В свою очередь, право на коммерческое обозначение существует без ограничения по сроку, не подвержено превращению в родовое наименование, действует независимо от уплаты пошлины. Право на указанный объект прекращается, главным образом, в случае отказа правообладателя от использования обозначения, в случае ликвидации юридического лица, а также по решению суда.
Есть некоторые черты сходства у коммерческих обозначений и с наименованиями мест происхождения товаров (НМПТ). Как и коммерческое обозначение, НМПТ является обозначением и относится к средствам индивидуализации. Рассматриваемые объекты интеллектуальной собственности имеют рекламную функцию, не должны быть ложными и вводить в заблуждение потребителей.
Вместе с тем коммерческое обозначение существенно отличается от НМПТ по своему правовому режиму.
Анализ функций коммерческих обозначений и НМПТ позволяет сделать вывод о том, что главная функция коммерческого обозначения заключается в возможности индивидуализации предприятия определенного предпринимателя. В свою очередь, роль НМПТ, представляющего собой название географического объекта, сводится в первую очередь к гарантии специфических свойств товара, обусловленных местом его происхождения.
Далее, в отличие от коммерческих обозначений, НМПТ по форме выражения может быть лишь словесным обозначением.
Специфично положение субъекта, имеющего право пользоваться НМПТ: он обязательно должен находиться в пределах территории того географического объекта, название которого указанный субъект предполагает зарегистрировать в качестве наименования места происхождения товара. Кроме того, этот субъект должен непосредственно производить товар с особыми свойствами. При этом если право на коммерческое обозначение принадлежит одному правообладателю, имеющему монополию на его использование, то право на использование НМПТ может принадлежать в равной степени неограниченному кругу лиц, находящихся в данной местности и производящих товары с такими же свойствами.
Наконец, право на НМПТ предоставляется на основании государственной регистрации и является неотчуждаемым, тогда как право на коммерческое обозначение возникает в явочном порядке с возможностью его отчуждения.
В заключение можно сделать вывод о том, что главная ценность средств индивидуализации, в отличие от других объектов интеллектуальной собственности, состоит не в них самих, а в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентной среды путем различия как отдельных предпринимателей и их продукции, так и торговых и промышленных предприятий указанных лиц. Кроме того, отметим, что четвертая часть Гражданского кодекса РФ содержит достаточно подробную регламентацию правового режима коммерческих обозначений.
А.П. Рабец,
доцент кафедры гражданского права Юридического института
Дальневосточного государственного университета,
кандидат юридических наук, специалист
цивилистического профиля
"Право и экономика", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под. ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 560. (Автор главы - Г.Е. Авилов).
*(2) Белова Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в РФ. Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8; Осокин А.А. Правовое содержание коммерческого обозначения // Патенты и лицензии. 2000. N 12. С. 34.
*(3) Гражданское право: Учеб. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. Т. 2. С. 119.
*(4) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2005 г. N А43-8625/2004-27-242.
*(5) См., напр.: Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования. СПб., 1999. С. 123.
*(6) Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1996. С. 325. (Автор главы - Е.А. Суханов).
*(7) Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав.
*(8) Указанные положения вступят в силу с 1 января 2008 г. До этого времени существует возможность передачи фирменного наименования по договору купли-продажи предприятия, аренды предприятия, а также предоставления права на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии.
*(9) Постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2001 г. N КА-А40/4873-01.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая охрана коммерческих обозначений: новеллы законодательства
Автор
А.П. Рабец - доцент кафедры гражданского права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, специалист цивилистического профиля
Родилась 13 мая 1969 г. в г. Владивостоке. Окончила юридический факультет Дальневосточного государственного университета и аспирантуру Санкт-Петербургского университета по кафедре гражданского права.
Автор монографии (2003) и учебных пособий "Правовая охрана товарных знаков", "Правовая охрана объектов промышленной собственности" и др.
"Право и экономика", 2007, N 6