Всемирная торговая организация: мифы и реальность
В статье автор пытается развеять основные мифы, связанные с ВТО, и объяснить механизмы сотрудничества государства и российского бизнеса, использование которых будет способствовать активному участию России в этой авторитетной международной организации.
Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) активно обсуждается политиками, юристами, экономистами, журналистами и простыми обывателями. При этом часто можно услышать уже бессмысленные призывы к прекращению переговоров, мотивируемые тем, что страна не готова к членству в ВТО и поэтому в результате присоединения в России наступит спад промышленности, а отечественные товары и услуги будут вытеснены импортом, что в свою очередь приведет к массовой безработице.
Миф первый: разногласия между членами ВТО столь велики,
что система этой организации вскоре рухнет
ВТО стала объектом беспрецедентной критики после того, как переговоры в рамках текущего раунда в Дохе не удалось завершить к 1 января 2005 г.
Две первые встречи Конференции министров ВТО*(1), сопровождавшиеся массовыми демонстрациями антиглобалистов, фактически провалились. Причины этого кроются в том, что многие члены ВТО предлагали включить в повестку переговоров вопросы, которые вызывали неприятие со стороны остальных участников. Разногласия были столь серьезны, что сторонам так и не удалось принять повестку переговоров. Третья Конференция министров была назначена на ноябрь 2001 г. в Катаре.
Ситуация вокруг ВТО, которая сложилась к осени 2001 г. накануне встречи в Дохе, была очень сложной. После трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке провал очередных многосторонних торговых переговоров мог иметь весьма негативные последствия для этой торговой системы. Поэтому членам ВТО необходимо было продемонстрировать миру свою способность к компромиссу и сотрудничеству, а также солидарность и взаимопонимание между развитыми и развивающимися странами.
В результате была принята итоговая декларация, содержащая решение о начале нового раунда торговых переговоров, который должен был завершиться к 1 января 2005 г. Его назвали Раундом развития с тем, чтобы подчеркнуть фактор озабоченности развитых государств проблемами развивающихся, а также продемонстрировать нацеленность на успешное завершение встречи и достижение консенсуса по повестке переговоров. Между тем, принимая итоговую декларацию, стороны руководствовались исключительно политическими мотивами, в результате чего перед организацией были поставлены крайне амбициозные, но непосильные задачи.
После завершения встречи в Дохе и формального начала раунда торговых переговоров ожидаемых перемен не произошло. Все согласованные сроки были пропущены, а решения, требовавшие политической воли, так и не были приняты. Переговорные позиции более чем 140 государств не были заранее сформулированы, у членов ВТО отсутствовало какое-либо предварительное понимание того, каким должен быть алгоритм достижения консенсуса по вопросу перегруженной повестки Раунда развития. Встречи Конференции министров в Канкуне (сентябрь 2003 г.) и Гонконге (декабрь 2005 г.) не принесли ощутимых результатов. Выдвигаемые в ходе обеих встреч требования отдельных участников не содержали взаимных выгод и, более того, нередко являлись концептуально неприемлемыми.
В настоящее время генеральный директор ВТО г-н Паскаль Лами, говоря о необходимости изменения характера ведения переговоров в сторону большей конструктивности и интенсивности, постоянно подчеркивает, что членам ВТО следует проявить повышенную готовность к компромиссам и что противоречия и разногласия, мешающие достижению договоренностей, могут привести к крайне негативным последствиям для многосторонней торговой системы в целом и для развивающихся стран в частности.
Но если абстрагироваться от эмоций, то чтобы оценить нынешнюю роль ВТО, надо в первую очередь понять, есть ли насущная необходимость в проведении переговоров о дальнейшей либерализации международной торговли.
Компетенция ВТО охватывает более 95% всей мировой торговли, которую ведут 150 государств*(2) с населением, превышающим 5 миллиардов человек. ВТО непосредственно управляется своими членами (member-driven organization). В отличие от большинства других международных организаций в ВТО нет производного права: все решения здесь принимаются членами организации, причем консенсусом. Эта традиция была заложена в ГАТТ еще в 1948 г.
Принятие всех решений консенсусом обусловлено тем, что в рамках ВТО рассматриваются вопросы, которые непосредственно затрагивают права и интересы государств-членов, так как требуют внесения изменений в их национальное законодательство. И было бы совершенно неприемлемо, если бы одни страны - пусть их и большинство - были бы вправе навязывать другим те или иные направления внешнеторговой политики, уровень пошлин и меры, которые должны быть ими приняты в области внутреннего регулирования.
Накануне саммита Россия - ЕС, который прошел в ноябре этого года в Хельсинки, Польша наложила вето на предоставление Европейской Комиссии мандата на ведение переговоров о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией. Остальные 24 государства Евросоюза не смогли убедить Польшу смягчить свою позицию. А в ВТО не 25, а 150 членов. Несмотря на то что достижение консенсуса в этой ситуации является действительно непростой задачей, применение этого принципа необходимо с учетом специфики организации и значимости принимаемых решений. Поэтому нет никакой трагедии в том, что не все встречи Конференции министров ВТО заканчиваются успешно. В конце концов, заседания в других международных организациях порой проходят не менее бурно.
Проблема заключается скорее в том, что некоторые члены ВТО ожидают от организации слишком многого. Существует ошибочное представление, что в ее рамках постоянно должен проходить переговорный процесс, направленный на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение тарифных и иных барьеров, а также на включение все новых областей в компетенцию ВТО. Это явление в западной литературе получило название "агрессивной либерализации".
Но данные вопросы имеют лишь косвенное отношение к самой организации и не должны влиять на оценку деятельности ВТО. В качестве международно-правового инструмента регулирования межгосударственных торговых отношений ВТО является самой эффективной и востребованной организацией.
Миф второй: деятельность ВТО отражает интересы только крупнейших
ее членов (в первую очередь США и ЕС) и не учитывает
потребностей других государств
В рамках ВТО все государства имеют одинаковые права и обязанности. Последние могут варьироваться только в зависимости от обязательств по доступу на рынок товаров и услуг, которые фиксируются в соответствующих перечнях к ГАТТ и ГАТС.
Обязательства по доступу на рынок носят исключительно добровольный характер.
США и страны Западной Европы внесли неоценимый интеллектуальный вклад в создание многосторонней торговой системы (в 1946 г. СССР по идеологическим соображениям отказался от участия в переговорах о заключении ГАТТ). США и "старые" члены ЕС*(3) играют важнейшую роль в ВТО. Большинство инициатив в рамках системы ГАТТ/ВТО на протяжении более чем полувека действительно исходят от США и стран Западной Европы, и именно они чаще всего являются сторонами споров, рассматриваемых Органом по разрешению споров ВТО, но лишь потому, что эти государства делают все, чтобы в полной мере использовать те права и возможности, которые ВТО предоставляет своим членам.
Что мешает экономически менее сильным государствам выступать с инициативами? ВТО предлагает своим членам правовые инструменты, с помощью которых можно достаточно эффективно защищать свои интересы. Но для этого надо прилагать усилия, потому что ВТО- это организация, построенная по принципу "помоги себе сам". Если государство не вырабатывает заблаговременно переговорную позицию по тому или иному вопросу, не проводит консультации с отечественной промышленностью, не привлекает экспертов, не просчитывает последствия от предоставления уступок, не выдвигает новых предложений по дальнейшему развитию многосторонней торговой системы, то ВТО тем более не станет решать подобные задачи, потому что это не входит в функции данной организации.
Миф третий: присоединение России к ВТО приведет к потере
конкурентоспособности российской промышленности
и к негативным социальным последствиям
После присоединения нашей страны к ВТО в краткосрочной перспективе потребители не увидят никаких изменений ни в ценах, ни в ассортименте товаров. То же самое касается отечественных товаропроизводителей: никакого резкого переворота в условиях конкуренции на российском рынке не произойдет. Но в среднесрочной перспективе, в результате поэтапного снижения уровня импортных пошлин, конкуренция между отечественными и иностранными товарами будет постепенно нарастать. Вместе с тем многие из действующих на данный момент импортных пошлин носят фискальный характер (за исключением отдельных, защищенных отраслей) и, соответственно, существенного влияния на условия конкуренции не оказывают.
Число иностранных поставщиков на российском рынке услуг может увеличиться, поскольку РФ возьмет на себя обязательства, закрепленные в Генеральном соглашении по торговле услугами. Этот документ обеспечит режим гарантированного доступа иностранных услуг и их поставщиков на рынок РФ, что существенно улучшит условия доступа для иностранных услуг на нашем рынке и создаст благоприятную атмосферу защищенности и правовой стабильности. Российские потребители от этого только выиграют. Что же касается российских поставщиков, то они более пятнадцати лет осуществляют деятельность в условиях рынка, и многие из них поставляют конкуренто-способные услуги. В итоге, выбор всегда будет за потребителями.
Присоединение к ВТО будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию, которая станет стороной Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам. Этим соглашением вводится запрет на нарушение национального режима и применение количественных ограничений в отношении иностранных инвестиций. Создание стабильного правового режима приведет к повышению инвестиционной привлекательности нашей страны.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что ВТО не таит в себе никаких опасностей ни для российских граждан, ни для компаний. Но это и не означает, что присоединение к ВТО предоставит России одни лишь преимущества. Например, вызывает беспокойство запланированный рост цен на газ, конечной целью которого является повышение внутренних цен до уровня экспортных. Несмотря на то что данная мера напрямую не привязывается к договоренностям, достигнутым в процессе присоединения к ВТО, Россия согласилась на ее проведение, выполнив требование ЕС и США, которые рассматривают низкие цены на энергоносители внутри РФ в качестве субсидирования российской промышленности. Однако ценообразование на энергоносители не входит в компетенцию ВТО. Более того, низкие цены на энергоносители - это естественное конкурентное преимущество нашей страны.
Что нужно делать отечественной промышленности, чтобы получать
от членства России в ВТО максимальные преимущества?
ВТО - межгосударственная организация, а потому только государства-члены могут принимать участие в переговорах и подавать жалобы в Орган по разрешению споров ВТО. Формально ни юридические, ни физические лица членов организации не имеют доступа ни в один из ее органов, хотя правила ВТО напрямую затрагивают права и интересы именно этих лиц. Исходя из этого представители промышленности государств-членов принимают активное участие как в формировании новых норм и принципов международной торговли, так и в процедуре разрешения споров.
В ряде стран механизмы взаимодействия государства и бизнеса в связи с участием в ВТО закреплены законодательно, а в некоторых других подобное регулирование отсутствует, в результате чего решение соответствующих вопросов отдается на откуп чиновникам. Второй вариант является неприемлемым для нашей страны. Вот почему необходимо разработать прозрачные и понятные механизмы взаимодействия промышленности и Министерства экономического развития и торговли РФ и ясные критерии, в соответствии с которыми чиновники смогут принимать те или иные решения, а страна- брать на себя международные обязательства в рамках ВТО.
Важнейшим условием эффективности участия России в ВТО является активная позиция отечественной промышленности. Было бы большой ошибкой полагать, что все шаги, направленные на предоставление преимуществ российскому бизнесу, должны инициироваться государством. С одной стороны, в компетенцию ВТО входит множество областей: международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами; международная торговля услугами; интеллектуальная собственность; связанные с торговлей инвестиционные меры; специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры; санитарные и фитосанитарные меры; технические барьеры; вопросы предотгрузочной инспекции; правила происхождения товаров; импортное лицензирование и др. С другой стороны, число отраслей промышленности членов ВТО очень велико, не говоря уже о различных секторах услуг. И поэтому государство не в состоянии, используя только свои собственные ресурсы, отстаивать интересы каждой из отраслей.
В силу этого бизнес должен самостоятельно заботиться о продвижении и защите своих интересов в рамках ВТО, оказывая государству экспертную и информационную поддержку. Именно промышленность играет ключевую роль в формировании позиции страны в отношении предложений, которые исходят от других членов, в выработке собственных инициатив и т.д. Это нормальная практика для всех членов ВТО, которым удается успешно отстаивать интересы своей промышленности.
Важно знать, что в рамках ВТО государства отстаивают интересы не отдельных компаний, а отраслей. Поэтому, прежде чем обращаться в государственные органы, которые представляют страну в ВТО, необходимо сформировать позицию конкретной отрасли. Для этого нужно установить механизм внутриотраслевого взаимодействия, который и позволит выработать консолидированную позицию. Не секрет, что устремления различных компаний внутри одной отрасли могут быть диаметрально противоположными, но для решения общеотраслевых проблем в рамках многосторонней системы ВТО достижение компромисса между ними абсолютно необходимо.
Таким образом, нет серьезных (неполитизированных) причин сомневаться в том, что присоединение РФ к ВТО предоставит российским компаниям беспрецедентные возможности защиты и продвижения своих интересов в рамках многосторонней торговой системы. Дело за малым - чтобы государство и бизнес смогли реализовать весь потенциал участия в ВТО, между ними на сей счет должен вестись постоянный конструктивный диалог.
А. Смбатян,
кандидат юридических наук,
заместитель директора департамента ОАО "Мечел"
"Корпоративный юрист", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Высший орган ВТО, который состоит из всех членов организации и собирается не реже одного раза в два года.
*(2) 150-й член ВТО - Республика Вьетнам - присоединится к ВТО 11.01.2007 г.
*(3) Страны, которые были членами ЕС до 01.05.2004 г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Всемирная торговая организация: мифы и реальность
Автор
А. Смбатян - кандидат юридических наук, заместитель директора департамента ОАО "Мечел"
"Корпоративный юрист", 2007, N 1