г. Санкт-Петербург
02 июня 2011 г. |
Дело N А56-73845/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6282/2011) Негосударственного образовательного учреждения - института повышения квалификации "Европейский университет в Санкт-Петербурге" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2011 по делу N А56-73845/2010 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению Негосударственного образовательного учреждения - института повышения квалификации "Европейский университет в Санкт-Петербурге"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Юркова Т.С. по доверенности от 24.12.2010,
от ответчика: Бражникова О.С. по доверенности от 16.05.2011 N 72-06-06/585-м
установил:
Негосударственное образовательное учреждение - институт повышения квалификации "Европейский университет в Санкт-Петербурге" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Росфиннадзора в Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 09.12.2010 N 3249 по делу об административном правонарушении N 40-10-3535, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на малозначительность совершенного Обществом правонарушения, просит отменить решение суда от 14.03.2011 и принять новый судебный акт. Кроме того, Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У (вступившим в законную силу 26.02.2011) внесены изменения в Инструкцию N 117-И, срок представления справки о валютных операциях увеличен с семи до пятнадцати дней, а, следовательно, срок представления указанной выше справки не нарушен.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления против ее удовлетворения возражал, просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 11.05.2010 между Учреждением и физическим лицом Стемпняк Катаржина (США, нерезидент) заключен договор N SS 10/10 на оказание образовательных услуг нерезиденту на сумму 4000 долларов США.
01.06.2010 во исполнение обязательств по договору от нерезидента на транзитный счет Учреждения поступили денежные средства в сумме 530,00 долларов США, что подтверждается международным платежным поручением по системе SWIFT от 01.06.2010.
Справка о валютных операциях от 16.06.2010, содержащая информацию о поступлении 01.06.2010 на счет Учреждения денежных средств в сумме 530,00 доларов США от нерезидента представлена в уполномоченный банк 16.06.2010.
Посчитав, что указанная выше справка представлена заявителем с нарушением срока, установленного пунктом 1.3 Инструкции от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) Управление 17.11.2010 составило протокол N40-10/3535 об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 09.12.2010 N 3249 Учреждение привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной выше квалификацией и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Учреждение оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами и уполномоченными банками, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Формы учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, перечислены в Указании Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У. К ним, в частности, относится справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 117-И резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели (далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее - справка о валютных операциях); иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Документы, указанные в пункте 1.2 Инструкции N 117-И (в редакций, действующей в рассматриваемый период), представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке (пункт 1.3 Инструкции).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что справка о валютных операциях от 16.06.2010, содержащая информацию о поступлении 01.06.2010 на счет денежных средств от нерезидента представлена в уполномоченный банк 16.06.2010, в то время как должна быть представлена не позднее 10.06.2010.
Между тем судом не учтено следующее.
Как указано выше, порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Согласно абзацу четвертому пункта 1.2 Положения N 258-П действие указанного Положения не распространяется на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта. Аналогичное положение содержится в пункте 3.2 Инструкции N 117-И.
Доказательств того, что общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют суду не представлено, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что на Учреждение в рассматриваемом случае законодательством Российской Федерации не возложена обязанность, за неисполнение которой оно могло быть привлечено к административной ответственности.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2557-У (вступившим в законную силу 27.02.2011, далее - Указание ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У) внесены изменения в пункт 1.3 Инструкции N 117-И, согласно которым срок представления резидентом справки о валютных операциях увеличен до 15 рабочих дней.
Таким образом, с учетом изменений вступивших в законную силу с 27.02.2011, срок представления справки о валютных операциях Учреждением не нарушен.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учреждение совершило административное правонарушение до вступления в силу изменений в Положение N 258-П и Инструкцию N 117-И и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось в связи с увеличением срока ее представления до 15 дней, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10708/10.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления от 09.12.2010 N 3249.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.А56-73845/201010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 09.12.2010 N 3249, вынесенное в городе Санкт-Петербурге, о привлечении к административной ответственности Негосударственного образовательного учреждения - института повышения квалификации "Европейский университет в Санкт-Петербурге", находящегося по адресу: 191187, г. Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 3, ИНН 7825014342, ОГРН 1027809175679.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73845/2010
Истец: Негосударственное образовательное учреждение - институт повышения квалификации "Европейский университет в Санкт-Петербурге"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, ТУ Росфиннадзора в Санкт-Петербурге