г. Томск |
N 07АП-3203/11 |
26 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топчиевой И.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованных лиц: без участия (извещены);
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" (ИНН 4205000369, ОГРН 1024200707431), г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 22.02.2011 г.
по делу N А45-14403/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" (ИНН 4205000369, ОГРН 1024200707431), г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г.Кемерово,
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г.Кемерово,
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г.Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании недействительным пункта 7 решения, о признании незаконными действий Управления Росреестра и Росреестра, об обязании Управления Росреестра исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" (далее - ООО "КПМК "Запсибсантехмонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17 004 кв.м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в размере 96 572 742, 37 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м. О признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42 :24:0101051:262 в размере 96 572 742, 37 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м. О признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 2007 года N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17 004 кв.м. в размере 96 572 742, 37 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м. Об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 96 572 742, 37 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17004 кв.м, почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Свободы, 6/4.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества, полагая, что Управлением Росреестра по Кемеровской области не доказано надлежащее выполнение обязанностей по проверке достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе, на соответствие рыночной стоимости земельного участка, в результате чего в государственном кадастре недвижимости сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "КПМК "Запсибсантехмонтаж" земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Росреестра по Кемеровской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первым судебным актом для заявителя является определение о принятии заявления к производству от 22.10.2010 (л.д. 1-2, т.1) (часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Такое определение лицами, участвующими в деле получено, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В силу пункта 1 названного Постановления дела, находящиеся в производстве арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и не рассмотренные ими до 01.11.2010, с 01.11.2010 рассматриваются по новым правилам, в том числе в части судебных извещений.
При названных обстоятельствах лица, участвующие в деле считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
В порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.02.2011 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж", г. Кемерово является правообладателем (на праве собственности) земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101050:07 (предыдущий кадастровый номер), общей площадью 17 003, 83 кв.м., расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Свободы, N 6/4. Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101051:262, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 96 572 742, 37 рублей, утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" от 27.11.2008 N 520.
Получив отчет независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" N 08/17-10 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, составленный 07.09.2010, общество установило, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая оценена в размере 23 460 000 рублей, обратилось в суд с заявлением об оспаривании кадастровой оценки данного земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, изучив и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3, 1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007 года с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Указанный нормативный правовой акт является действующим.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262 в размере 96 572 742, 37 рублей определена Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, исходя из среднего уровня удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 5 679, 47 рублей/кв.м. для кадастрового квартала номер 42:24:0101051:262. Значение кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка в размере 96 572 742, 37 рублей получено в результате умножения площади земельного участка (17 004 кв.м.) на значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101051:262 является ранее учтенным и вошел в Перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых определена на 01.01.2007 года.
Указанный земельный участок отнесен к 9 виду разрешенного использования, 1 группе.
В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.
В связи с чем, Управление Росреестра по Кемеровской области исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, обществом не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" от 07.09.2010 N 08/17-10 не может являться таким доказательством, поскольку цель и назначение отчета определение рыночной стоимости права собственности, а не в целях определения кадастровой стоимости.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка общества и обоснованно признал законными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости достоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ЗАО "КПМК "Запсибсантехмонтаж" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов общества, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "КПМК "Запсибсантехмонтаж" требований.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч.ч. 1, 5 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не была уплачена, то государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит взысканию с подателя жалобы в судебном порядке.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 22 февраля 2011 года по делу N А27-14403/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Кривошеина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14403/2010
Истец: ЗАО "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж"
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14403/10
23.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14403/10
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13663/11
10.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13663/11
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4279/11
26.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3203/11