г. Томск |
Дело N 07АП-3076/11 |
30 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания пом судьи Кудряшевой А.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 21.02.2011 г.. по делу N А45-408/2011 (судья Васютина О.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нск-1"
(ИНН 5433170700, ОГРН 1075475007167)
к Мэрии города Новосибирска
о признании незаконным отказа в размещении объекта на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нск-1" (далее - ООО "Нск-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия, апеллянт) в выборе земельного участка площадью 0,65 га по ул. 2-й Гэсстроевской в Кировском районе г. Новосибирска для размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов, оформленного постановлением Мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 N 2660.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.02.2011 по делу N А45-408/2011 заявленные ООО "Нск-1" требования удовлетворены.
Отказ, оформленный постановлением Мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 N 2660, признан незаконным, на Мэрию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Нск-1" N 190710-зм от 19.07.2010 с принятием в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или мотивированного решения об отказе в размещении объекта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на следующие обстоятельства:
- вывод суда первой инстанции о том, что площадь испрашиваемого участка значительно превышает площадь для эксплуатации коммуникаций, не основан на материалах дела;
- действующее законодательство не обязывает орган местного самоуправления указывать в решении мотивы его принятия;
- поскольку на основании решения Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки от 11.10.2010 издано постановление N 2916 "Об утверждении зон планируемого размещения объектов капитального строительства", Мэрией предпринимаются меры по резервированию спорной территории, что препятствует ее предоставлению для строительства.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с ч.1 ст.266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей по имеющимся материалам.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения обращения ООО "Нск-1" от 19.07.2010 N N 190710-зм о выборе земельного участка площадью около 0,65 га в районе улицы 2-я Гэсстроевская для строительства гостиницы, центра обслуживания туристов площадью застройки около 4000 кв.м. (не более 70 % площади испрашиваемого земельного участка) Мэрией издано Постановлением от 01.10.2010 N 2660 об отказе обществу в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской в Кировском районе.
Письмом от 08.12.2010 г.. N 15315-5/13 01-6892 на обращение общества указать причины отказа, Мэрия города Новосибирска сообщила, что действующим законодательством разъяснение причин отказа в размещении объекта, принятого в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.
Посчитав отказ в выборе земельного участка, выраженный в постановлении от 01.10.2010 N 2660 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным и иметь правовое обоснование, указав на отсутствие такового в оспариваемом отказе, а также отклонив доводы Мэрии о невозможности предоставления участка ввиду его резервирования и расположения в границах инженерных коммуникация (коллекторов).
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлена процедура выбора земельных участков для строительства.
Согласно указанной норме, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно части 6 статьи 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Частью 7 статьи 31 ЗК РФ установлено, что копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ Мэрии не содержит указания на основания его принятия, а также, что в ответ на обращение общества о разъяснении мотивов отказа обществу не представлено разъяснений, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о наличии законных препятствий для предоставления земельного участка.
Ссылки апеллянта на нахождение земельного участка на территории, необходимой для эксплуатации коллекторов, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание как не относящиеся к спору о законности конкретного ненормативного акта Мэрии, поскольку данные основания не были положены в основу оспариваемого решения, доказательств обратного Мэрией не представлено.
Более того, факт прохождения магистральных коллекторов по испрашиваемой обществом территории не подтвержден соответствующими доказательствами, правового обоснования невозможности предоставления земельного участка для строительства в зоне их размещения Мэрией не представлено.
Доводы Мэрии об отсутствии в действующем законодательстве обязанности органа местного самоуправления указывать в решении мотивы его принятия апелляционный суд считает несостоятельным.
Поскольку в силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), решение об отказе в размещении объекта должно быть мотивированным и основанным на нормах действующего законодательства.
Доводы апеллянта со ссылкой на статью 70.1 ЗК РФ о совершении органом местного самоуправления действий, направленных на резервирование, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм права.
Утверждение органом местного самоуправления границ зон планируемого размещения объектов может быть, по смыслу пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", этапом резервирования, однако, не свидетельствует о резервировании земельного участка для муниципальных нужд.
Доказательств принятия органом местного самоуправления решения о резервировании, его опубликования в соответствии с пунктом 7 указанного Положения, государственной регистрации ограничения, связанного с резервированием в соответствии с частью 6 статьи 56 ЗК РФ, Мэрией не представлено.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, поскольку Постановление от 11.10.2010 N 2916 принято позже оспариваемого постановления от 01.10.2010 N 2660, оно не могло являться основанием для отказа в выборе земельного участка.
На основании пункта 3 части 1 статьи 201 АПК РФ учитывая, что анализ и проверка представленных в судебное заседание документов комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска не проводилась, суд первой инстанции избрал правильный способ восстановления нарушенного права общества в виде обязания Мэрии г. Новосибирска повторно рассмотреть заявление N 190710-зм от 19.07.2010 с принятием в порядке ст. 31 Земельного
кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или мотивированного решения об отказе в размещении объекта.
В связи с изложенным, заявленные ООО "Нск-1" требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно и обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.02.2011 по делу N А45-408/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-408/2011
Истец: ООО "Нск-1"
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3076/11