г. Челябинск
09 февраля 2009 г. |
N 18АП-9075/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2008 года по делу N А07-14449/2008 (судья Искандаров У.С.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Айсуаковой Р.Б. (доверенность от 11.01.2009 N 02-22/00009),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ" (далее - ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее -налоговый орган, Межрайонная инспекция, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика от 04.09.2008 N 89 и постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 04.09.2008 N 100.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2008 по делу N А07-14449/2008 заявленные требования ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ" удовлетворены, решение N 89 и постановление N 100 Межрайонной инспекции признано недействительными.
Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене. В частности ссылается на то, что Межрайонная инспекция, принимая решение N 89 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика и постановление N 100 о взыскании, действовала в соответствии с законодательством с целью предоставления достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки налогоплательщика для дальнейшего её включения в реестр требований кредиторов. В апелляционной жалобе налоговый орган обратил внимание на то, что принудительных действий по взысканию имущества налогоплательщика по решению N 89 и постановлению N 100 Межрайонной инспекцией не производится, о чем свидетельствует решение о приостановлении действий инкассовых поручений.
Податель апелляционной жалобы считает, что ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ", не представило доказательств нарушения налоговым органом очередности удовлетворения требований кредиторов, а также принудительного списания с расчетного счета налогоплательщика предъявленной суммы налогов.
Налогоплательщик, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил и явку уполномоченного представителя в судебное заседание арбитражного апелляционного суда, не обеспечил.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ" в мае 2008 года обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) (л.д. 10-14). Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2008 года заявление принято судом к своему производству, в отношении общества введена процедура наблюдения (л.д. 17).
Межрайонной инспекцией в адрес ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ" были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа (по состоянию на 28.01.2008 N 375, на 06.02.2008 N 378, на 02.04.2008 N 4979, N 4980, на 28.05.2008 N 4500, на 20.06.2008 N 5093, на 04.09.2008 N 540), которыми предлагалось налогоплательщику в добровольном порядке погасить задолженность по налогу на добавленную стоимость, образовавшуюся на 21.01.2008.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанных требований, Межрайонная инспекция 04.09.2008 приняла решение N 89 и постановление N 100 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 16 359 881 руб. (л.д. 18, 19).
На основании постановления N 100 было возбуждено исполнительное производство, о чём вынесено постановление от 08.09.2008, предметом исполнения которого - взыскание с должника (ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ") в пользу взыскателя (МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан) налогов в сумме 16 359 881 руб. (л.д. 33-34).
Не согласившись с решением N 89 и постановлением N 100 о принудительном взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, находящегося на стадии банкротства, ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Межрайонной инспекцией неправомерно приняты меры по принудительному взысканию задолженности в отношении общества ликвидируемого в порядке процедуры банкротства. Арбитражный суд исходил из того, что 26.05.2008 в отношении налогоплательщика введена процедура наблюдения, а потому задолженность по уплате налога на добавленную стоимость, согласно указанным требованиям, не относится к текущим платежам и требования об уплате соответствующей задолженности могут быть предъявлены обществу только с соблюдением установленного законодательством о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с абзацем 1, 2 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление) разъяснено, что при применении п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов, следует также учитывать требования, установленные ст.ст. 38, 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и что возникновение обязанности по уплате налога определяется датой окончания налогового периода, а не датой представления налоговой декларации или датой окончания срока уплаты налога.
Арбитражным судом установлено и следует из материалов дела, что процедура наблюдения в отношении общества введена 26.05.2008 (определение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-7633/2008); задолженность по налогам (сборам), указанная в требованиях от 28.01.2008 N 375, от 06.02.2008 N 378 образовалась в 2006, 2007 годах, до введения в отношении общества процедуры банкротства - наблюдения, соответственно данные обязательные платежи текущими не являются и могут быть предъявлены с соблюдением установленного законодательством о банкротстве порядка предъявления требований к должнику, что в свою очередь признается налоговым органом (письмо от 08.10.2008 N 05-38/20239 (л.д. 35).
В обоснование своих доводов, Межрайонная инспекция в апелляционной жалобе указала на то, что решение N 89 и постановление N 100 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика вынесены с целью предоставления достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки налогоплательщика для дальнейшего включения в реестр требований кредиторов; никаких принудительных действий по взысканию имущества по указанному решению и постановлению налоговым органом не производится, о чем свидетельствует решение налогового органа от 22.04.2008 N 379 о приостановлении действий инкассовых поручений (л.д. 38).
С доводами налогового органа нельзя согласиться, в виду следующего.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в связи с неисполнением обществом требований об уплате налогов, сборов, пеней от 28.01.2008 N 375 и от 06.02.2008 N 378, были применены принудительные меры взыскания задолженности, а именно были выставлены инкассовые поручения от 02.04.2008 N 4980 на сумму 2 045 633 руб. и от 02.04.2008 N 4979 на сумму 12 753 478 руб. по указанным требованиям, действия которых в последующем были приостановлены решением от 22.04.2008 N 379 (л.д. 38).
После вынесения Арбитражным судом Республики Башкортостан определения о введении в отношении общества процедуры наблюдения, налоговый орган принял еще одно решение от 27.06.2008, которым повторно приостановил действия инкассовых поручений (л.д. 39), а через два месяца (04.09.2008) принял решение N 89 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика и вынес постановление N 100, которым решил произвести взыскание сумм налогов (сборов) в пределах указанных в требованиях об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов от 28.01.2008 N 375, от 06.02.2008 N 378, от 02.04.2008 N 4979, N 4980, от 28.05.2008 N 4500, от 20.06.2008 N 5093, от 04.09.2008 N 540, всего на сумму 16 359 881 руб. На основании указанного постановления N 100 было возбуждено исполнительное производство - постановление от 08.09.2008, о взыскании с должника - ОАО "Уфимский электроламповый завод-СВЕТ" налога в сумме 16 359 881 руб. (л.д. 33-34).
Из вышесказанного следует, довод налогового органа о том, что принудительных действий по взысканию имущества налогоплательщика по решению N 89 и постановлению N 100 налоговым органом не производится, так как решением от 22.04.2008 N 379 были приостановлены действия инкассовых поручений, противоречив. Указанным решением N 379 от 22.04.2008 были приостановлены действия инкассовых поручений, к тому же решение N 379 принято налоговым органом до принятия обжалуемого решения N 89 и постановления N 100 от 04.09.2008, на основании последнего возбуждено исполнительное производство, доказательств приостановления которого, налоговым органом не представлено.
Довод налогового органа о том, что принятие решения N 89 и постановления N 100, согласно п. 22 Постановления, не может быть вменено налоговому органу, как нарушение, поскольку указанные акты были приняты в целях предоставления достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки налогоплательщика для дальнейшего включения в реестр требований кредиторов, неоснователен.
Согласно п. 21 Постановления, предъявление требования об уплате налога расценивается Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации, то, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога, а также вынесение постановления о взыскании налогов за счет имущества, не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном ст.71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Из вышесказанного следует, Межрайонной инспекцией неправомерно приняты меры по принудительному взысканию задолженности в отношении общества, ликвидируемого в порядке процедуры банкротства.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции от 04.09.2008 N 89 и постановление N 100 о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика, правомерно признаны арбитражным судом недействительными.
Доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
С учётом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2008 года по делу N А07-14449/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14449/2008
Истец: ОАО "Уфимский электроламповый завод - СВЕТ"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ