Вправе ли организация-поставщик включить в состав внереализационных расходов суммы премии (скидки), выплачиваемой организации-посреднику (дистрибьютор) за увеличение реализации товаров через сетевые торговые центры?
В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
При этом согласно пункту 19 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В пункте 1 статьи 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Обратите внимание: подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ применяется только в отношении договоров купли-продажи. Если сторонами договоров возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик, положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в отношении таких договоров не применяются.
Таким образом, если выплаченное покупателю продавцом вознаграждение в виде премии связано с выполнением покупателем определенных условий договора купли-продажи, то указанная сумма включается в состав внереализационных расходов продавца.
Дистрибьютор - организация, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных производителей, то есть предоставляющая маркетинговые и посреднические услуги при покупке определенной группы товаров.
Следовательно, учитывая, что дистрибьюторское соглашение к договору поставки квалифицируется в качестве договора возмездного оказания услуг и организация-дистрибьютор не является покупателем товара, выплаченная дистрибьютору премия (скидка) за увеличение реализации товаров через сетевые торговые центры не включается в состав внереализационных расходов.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 20-12/081752 от 28 августа 2007 г., подписанного и.о. заместителя руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 1-го класса О.М. Спицыной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1