г. Челябинск
18 декабря 2009 г. |
N 18АП-9975/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Богдановской Г.Н., судей Карпачёвой М.И., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Н.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2009 по делу N А47-3834/2009 (судья Карев А.Ю.), при участии: от ООО "Петрол-Сервис" - Головань Г.В. (доверенность б/н от 27.01.2009), от Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга - Чукариной Ю.В. (доверенность N1-21/02-04/1462 от 24.03.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петрол-Сервис" (далее - ООО "Петрол-Сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением признании незаконным решения Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга (далее - Управление, заинтересованное лицо), выраженного в письме от 11.02.2009 N 1-27/04-03/651 об отказе заключения договора купли-продажи земельного участка общей площадью 5227 кв.м., кадастровый номер 56:44:0201021:440, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Раздольная, на земельном участке расположена стационарная АЗС с комплексом обслуживания: здание операторной (литер Е), навес (литер Н) N 3, а также об обязании Управления принять решение о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 5227 кв.м., кадастровый номер 56:44:0201021:440, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Раздольная, на земельном участке расположена стационарная АЗС с комплексом обслуживания: здание операторной (литер Е), навес (литер Н) N 3, и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда от 14.08.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга, выраженное в письме от 11.02.2009 N 1-27/04-03/651 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 5227 кв.м., кадастровый номер 56:44:0201021:440, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Раздольная, на земельном участке расположена стационарная АЗС с комплексом обслуживания: здание операторной (литер Е), навес (литер Н) N 3; обязал Управление землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга принять решение о предоставлении заявителю на праве собственности земельного участка общей площадью 5227 кв.м., кадастровый номер 56:44:0201021:440, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Раздольная, на земельном участке расположена стационарная АЗС с комплексом обслуживания: здание операторной (литер Е), навес (литер Н) N 3, и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Кроме того, с Управления в пользу ООО "Петрол-Сервис" взыскано 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель апелляционной жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что адрес местоположения земельного участка, указанный в доверенности на имя Головань Г.В., не соответствует адресу, присвоенному испрашиваемому земельному участку, площадь земельного участка, указанная в землеустроительном деле не соответствует площади и местоположению самого земельного участка. Указывает на невозможность выкупа земельного участка под объектом незавершённого строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Петрол-Сервис" считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на то, что доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, а также на наличие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, права на который зарегистрированы за ООО "Петрол-Сервис".
В судебном заседании Управление поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.02.2009 ООО "Петрол-Сервис" обратилось в Управление с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка обшей площадью 5227 кв.м. кадастровый N 56:44:0201021:440, месторасположение: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Раздольная, на земельном участке расположена: стационарная АЗС с комплексом обслуживания: здание операторной (литер Е); навес (литер Н) N 3.
По результатам рассмотрения этого заявления Управлением было отказано в предоставлении на праве собственности испрашиваемого земельного участка и в заключении договора купли-продажи этого земельного участка. Указанное решение было изложено в письме от 11.02.2009 N 1-27/04-03/651 (л.д. 12).
Отказывая в предоставлении земельного участка, Управление ссылается на то, что незавершенному строительством объекту - одноэтажному строению станции ежедневного обслуживания, литер В, не присвоен адрес, а также на то, что не предоставлены следующие документы: справка ГУП "ОЦИОН" об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, генеральный план земельного участка, землеустроительное дело земельного участка и приложена доверенность на оформление в собственность земельного участка с местоположением в соответствии с распоряжением главы города Оренбурга о предоставлении ООО "Петрол-Сервис" земельного участка.
Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления незаконно, поскольку не соответствует ст. 36 Земельного кодека Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также приказу Минэкономразвития РФ N 370 от 30.10.2007. Суд также указал, что заявителем был представлен весь пакет документов, требуемый законодательством, а основания отказа в предоставлении земельного участка, указанные в оспариваемом письме, необоснованны.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что рассматриваемые требования заявлены в связи с тем, что 11.02.2009 N 1-27/04-03/651 заявителю было отказано в предоставлении в порядке ст. 36 ЗК РФ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Порядок предоставления земельных участков в г. Оренбург регламентирован Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург", утверждённый Решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229.
В пункте 4.4 данного положения установлено, что лицо, заинтересованное в приобретении прав на земельные участки, обращается с заявлением в Управление.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается представителем юридического лица. В заявлении указываются:
- адрес проживания (для гражданина, индивидуального предпринимателя);
- юридический адрес и фактическое местонахождение юридического лица;
- площадь и местоположение земельного участка;
- испрашиваемое право на земельный участок (при оформлении земельного участка в общую долевую собственность указывается размер доли в праве собственности), срок договора аренды (при оформлении договора аренды).
К заявлению прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", т.е. до 01.03.2008 - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Вместе с тем, отказ в заключении договора купли-продажи Управлением мотивирован следующими обстоятельствами: не представлены справка ГУП "ОЦиОН" об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, генеральный план земельного участка; характеристики земельного участка, указанные в землеустроительном деле не соответствуют характеристикам выкупаемого земельного участка; приложенная доверенность не подтверждает полномочий представителя, поскольку указанный в ней адрес оформляемого участка не соответствует адресу выкупаемого участка.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств наличия данных обстоятельств в материалы дела не представлено.
Отсутствуют доказательства и нарушения порядка обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
Требуемые Управлением справка ГУП "ОЦиОН" об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, генеральный план земельного участка, землеустроительное дело с правильными характеристиками земельного участка характеристики земельного участка, не являются документами, являющимися обязательным приложением к заявлению о предоставлении земельного участка в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург".
Необоснованным является и указание на отсутствие у представителя надлежащим образом оформленных полномочий. Согласно представленной в дело доверенности представитель заявителя Головань Г.В. наделяется полномочиями на оформление в собственность земельного участка, находящегося примерно в 136 м по направлению на север от ориентира магазин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, п. им. Куйбышева, ул. Ветеранов Труда, 45/1 (л.д. 9).
Аналогичный адрес земельного участка указан и в Распоряжении Главы города от 26.09.2001 N 3533-р с учётом изменений, внесённых Постановлением Главы города Оренбурга N 3573-п от 25.10.2006 (л.д. 15).
Отклоняется судом апелляционной инстанции и ссылка на то, что невозможен выкуп земельного участка под объектом незавершённого строительства.
Из выписки из кадастрового паспорта от 18.12.2008 следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0201021:440 сформирован для размещения стационарной АЗС с комплексом обслуживания (здание операторной и навес) (л.д. 18-20), доказательств, что в границы сформированного земельного участка входит объект незавершённого строительства, суду не представлено.
Доказательств нахождения на этом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, суду не представлено, из предоставленной по определению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 26.11.2009 следует, что собственником стационарной АЗС с комплексом обслуживания, расположенной на земельном участке по ул. Раздольной, 3 в пос.Ростоши, является ООО "Петрол-Сервис".
Таким образом, в материалах дела находит подтверждение факт несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления ст. 36 ЗК РФ и Положению о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург".
Факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подтверждается следующими обстоятельствами.
Земельный участок ООО "Петрол-Сервис" испрашивался для эксплуатации стационарной АЗС с комплексом обслуживания.
Отказ Управления в предоставлении земельного участка препятствует заявителю в реализации исключительного права на выкуп данного земельного в порядке ст. 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии совокупности элементов, установленных ст.ст. 198, 200 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Заявление ООО "Петрол-Сервис" судом первой инстанции удовлетворено правомерно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2009 по делу N А47-3834/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
М.И.Карпачёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3834/2009
Истец: ООО "Петрол-Сервис"
Ответчик: Управление землепользования и развития пригородного хозяйства Администрации г. Оренбурга
Третье лицо: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, УФРС по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7567/10
02.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7567/10
18.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1638/10-С6
18.12.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9975/09