Письмо УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015135
Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю по каталогам товаров путем пересылки по почте. Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли организацией операций по возврату покупателем товара ненадлежащего качества, а также товара, не востребованного покупателем в почтовом отделении?
Ответ: Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Об этом сказано в статье 39 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Отношения, возникающие между потребителем - физическим лицом и продавцом при продаже товаров, регулируются ГК РФ и Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Так, на основании статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени) покупатель вправе отказаться от исполнения договора, то есть возвратить товар.
Следовательно, под бракованным товаром, подлежащим возврату, в Гражданском кодексе РФ понимается товар с существенными нарушениями требований к его качеству.
Отношения по возврату потребителем товаров ненадлежащего качества, приобретенных по договору розничной купли-продажи, регулируются Законом N 2300-1 и главой 30 ГК РФ.
Так, на основании положений главы 30 ГК РФ продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести его проверку.
Согласно статье 18 Закона N 2300-1 в случае обнаружения покупателем недостатков в приобретенном товаре, если они не были оговорены продавцом, он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Таким образом, в случае возврата покупателем некачественного товара или если товар не был востребован покупателем в почтовом отделении, организация-продавец должна уточнить (уменьшить) доходы и расходы в части учтенной в целях налогообложения прибыли от реализации товаров.
Если возврат произведен после отчетного (налогового) периода, в котором результат от реализации этого товара был учтен в целых налогообложения прибыли, организация должна скорректировать налоговую базу и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом производится корректировка налоговой базы того периода, в котором были учтены доходы и расходы, связанные с этой реализацией.
Заместитель руководителя |
Н.В. Прокаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015135
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 7-8, апрель 2008 г.