Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 марта 2007 г.
на проект федерального закона N 389539-4 "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка передачи персональных данных пассажиров), внесенный Правительством Российской Федерации
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает установление обязанности перевозчиков передавать правоохранительным органам Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - уполномоченным органам иностранных государств, персональных данных пассажиров, содержащихся в информационных системах, путем внесения соответствующих изменений в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Необходимость принятия законопроекта объясняется общемировым усилением мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Указывается также на опыт зарубежных стран, в которых действуют законодательные акты, обязывающие перевозчиков предоставлять компетентным органам доступ в системы бронирования для предварительного исследования персональных данных пассажиров.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит добиться повышения эффективности деятельности российских правоохранительных органов по обеспечению авиационной безопасности, их взаимодействия с компетентными органами зарубежных государств, а также обеспечить исполнение международных обязательств Российской Федерации.
Актуальность перечисленных задач сомнений не вызывает.
В то же время, по содержанию законопроекта имеется ряд замечаний.
Так, предлагаемые изменения в Воздушный Кодекс Российской Федерации касаются обработки персональных данных. Отношения, складывающиеся в связи с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2007 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Действие указанного Федерального закона, включая установленные им общие принципы обработки персональных данных, правила предоставления доступа к персональным данным, условия трансграничной передачи данных, в полной мере распространяются и на общественные отношения, складывающиеся в связи с передачей данных пассажиров.
Таким образом, положения рассматриваемого законопроекта должны соответствовать указанному Федеральному закону. В частности, его статье 6 ("Условия обработки персональных данных"). В качестве общего условия указанная статья определяет наличие согласия субъекта персональных данных. Без согласия субъекта персональных данных обработка, включая передачу, персональных данных, возможна на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (в данном случае - лица, предоставляющего доступ к персональным данным, а также органов, использующих их в целях обеспечения авиационной безопасности).
Представляется, что предлагаемая редакция статьи 85-1 не осуществляет достаточно подробного регулирования по всем перечисленным вопросам и нуждается в уточнении.
В целях исключения передачи избыточных и не отвечающих законным целям персональных данных нуждается в уточнении перечень персональных данных, на которые распространяется действие предлагаемой статьи 85-1 Воздушного Кодекса. В частности, возможно использование перечня, содержащегося в части 5 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Вызывает возражение использование в указанной статье понятия "правоохранительные органы", содержание которого не раскрыто в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем не исключено его расширительное толкование.
Более детально следует определить также полномочия органов, которым могут быть переданы персональные данные пассажиров.
Часть 2 статьи 85-1 Воздушного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой порядок создания и ведения информационных систем персональных данных пассажиров, а также порядок передачи таких данных правоохранительным органам и уполномоченным органам иностранных государств устанавливаются Правительством Российской Федерации, нуждается в согласовании со статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Вызывает сомнение предложенный срок вступления изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации в силу со дня их официального опубликования (пункт 3 законопроекта). В целях реализации положений законопроекта требуется принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Как показывает имеющаяся практика, издание подобных нормативных правовых актов требует значительных временных затрат. Возможны также временные затраты, связанные с техническим обеспечением изменений правил доступа к информационным системам персональных данных (системам бронирования).
По мнению Комитета, в целях предотвращения дезорганизации деятельности перевозчиков и правоохранительных органов срок вступления законопроекта в силу должен быть увеличен.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству считает возможным поддержать концепцию рассмотренного законопроекта при условии учета всех высказанных замечаний в ходе его дальнейшей доработки.
Утверждено на заседании Комитета 15 марта 2007 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.