Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 марта 2007 г. N вн 2.2-1/899
по проекту федерального закона N 389539-4 "О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Согласно законопроекту (см. пункт 1 новой редакции статьи 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации) перевозчики передают в правоохранительные органы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - уполномоченным органам иностранных государств персональные данные пассажиров, содержащиеся в соответствующих информационных системах. В этой связи полагаем, что в пункте 2 новой редакции статьи 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что "порядок создания и ведения информационных систем персональных данных пассажиров, а также порядок передачи таких данных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации", требуется сделать отсылку также к законодательству Российской Федерации о персональных данных, учитывая, что порядок передачи указанных данных может быть установлен и непосредственно в соответствующем международном договоре Российской Федерации. Кроме того, вопросы, касающиеся формирования баз персональных данных и порядка их передачи, регулируются Федеральным законом от 27.07.06 N 152-ФЗ "О персональных данных" (см. также Конвенцию Совета Европы "О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" (статья 12), ратифицированную Федеральным законом от 19.12.05 N 160-ФЗ).
Из предлагаемой редакции законопроекта следует, что персональные данные пассажиров передаются перевозчиком в правоохранительные органы Российской Федерации. Данные положения требуется соотнести с положениями Федерального закона от 9.02.07 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (пока не вступил в силу), в которых идет речь о создании автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и обеспечении передачи персональных данных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком, в том числе иностранного государства, прежде всего, в эти базы (части 2, 3, 6, 7 статьи 11).
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость принятия предлагаемых изменений обусловлена положением, при котором действующая редакция статьи 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации "не определяет возможность передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в правоохранительные органы иностранных государств, а объем персональных данных ограничен лишь данными, содержащимися в перевозочных документах, хотя перечень информации о пассажире в системе бронирования перевозки несколько шире и включает в себя дату рождения, паспортные данные, контактные данные (номер тел.), регистрационный номер агента, забронировавшего перевозку".
Между тем, статья 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" определяет, что внесению в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки.
Таким образом, предлагаемые изменения позволят передавать уполномоченным органам иностранных государств персональные данные пассажиров, но только в вышеуказанных объемах, поскольку наличия иных данных о пассажирах в автоматизированных централизованных базах персональных данных законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Из содержания как действующей, так и проектируемой редакции статьи не ясно, создают ли правоохранительные органы информационные базы, параллельные единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, что вряд ли необходимо, или получают информацию из имеющихся баз данных.
Кроме того, возражения вызывает сам термин "правоохранительные органы Российской Федерации". Данный термин содержится и в действующей редакции статьи 85.1 Кодекса, однако он представляется неверным, поскольку в законодательстве не определено, какие органы Российской Федерации являются правоохранительными. Правильнее было бы говорить об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и органах предварительного следствия.
Требуется, на наш взгляд, также уточнить будет ли и каким образом применяться проектируемый закон в отношении пассажиров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации (см. статью 82 Воздушного кодекса Российской Федерации и часть 7 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности") .
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые прилагаются.
Приложение: на 1 листе.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Замечания
на проект федерального закона N 389539-4 "О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Отдел законодательной техники и систематизации законодательства изучил представленный проект федерального закона и сообщает свои замечания.
В тексте законопроекта:
в абзаце первом слова "1. Внести" заменить словом "Внести";
в абзаце втором наименование статьи, излагаемой в новой редакции печатается полужирным шрифтом.
Структурную единицу, пронумерованную цифрой 3 с точкой, в которой говорится о вступлении в силу Федерального закона, следует оформить самостоятельной статьей. Однако, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен другой срок вступления в силу.
В данном случае считаем нецелесообразным устанавливать иной порядок вступления в силу федерального закона, поэтому положения о порядке вступления в силу рекомендуем исключить.
Начальник отдела |
Н.Ю. Тихомирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.