Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 16 ноября 2006 г. N 3.9-80/1.1
на проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) - внесен членами Совета Федерации Р.З. Алтынбаевым, С.Ю. Орловой, В.П. Орловым, О.Е. Пантелеевым, В.А. Петровым, И.Н. Слюняевым, Н.П. Тулаевым, Г.Т. Хрипель, Ю.К. Чаплиным, Н.П. Чуркиным
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ, вступившей в силу 1 июля 2006 года) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Законопроектом предлагается дополнить указанный абзац словами "если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено иное".
Как следует из пояснительной записки, целью внесения предлагаемого дополнения является обеспечение целостности и полноты регулирования земельных отношений на территории региона путем установления действовавшей до 1 июля 2006 года схемы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, допускающей возможность законами субъектов Российской Федерации регулировать соответствующие правоотношения.
Вместе с тем, Комитет по собственности отмечает, что в соответствии с действовавшей до 1 июля 2006 года редакцией абзаца второго пункта 10 статьи 3 указанного Федерального закона распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до их разграничения осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. То есть ранее действовавшей нормой допускалась возможность регулировать порядок распоряжения неразграниченными земельными участками не только законами субъектов Российской Федерации, но и федеральными законами, что в полной мере соответствовало положению статьи 72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении вопросов владения, пользования и распоряжения землей.
В этой связи, по мнению Комитета по собственности, предлагаемое в законопроекте осуществление правового регулирования распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, только законами субъектов Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Комитет считает, что законопроект в представленной редакции позволит субъекту Российской Федерации полностью возложить на себя полномочия по распоряжению указанными земельными участками и лишить таких полномочий не только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, но также и органы местного самоуправления городских и сельских поселений, наделение которых такими полномочиями провозглашено авторами одной из основных целей законопроекта.
Возможно также произвольное распределение законом субъекта Российской Федерации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, как между исполнительными органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления, так и между органами местного самоуправления различных муниципальных образований на территории этого субъекта Российской Федерации, что может создать неопределенность в определении уполномоченного органа по распоряжению соответствующими земельными участками.
На основании изложенного Комитет по собственности считает, что проект федерального закона N 321954-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный группой членов Совета Федерации, не может быть поддержан в представленной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.