Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 19 марта 2007 г.
на проект федерального закона N 401900-4 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о создании Следственного комитета Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подведомственных ему структурных подразделений), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Волковым, А.И. Гуровым, А.М. Розуваном
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Концептуально законопроект направлен на организационное разграничение функций органов прокуратуры по осуществлению предварительного расследования по уголовным делам, с одной стороны, и по осуществлению надзора за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах, с другой.
Организационное разграничение функций предлагается осуществить путем создания в структуре органов прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации, состоящего из Следственного комитета Генеральной прокуратуры Российской Федерации, следственных управлений прокуратур субъектов Российской Федерации и других специализированных прокуратур, военных следственных управлений военных прокуратур, а также следственных управлений (отделов) прокуратур городов и районов. Функцией Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации является исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Предполагается, что положение о Следственном комитете прокуратуры Российской Федерации будет утверждаться Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается порядок назначения на должность и освобождения от должности начальника Следственного комитета Генеральной прокуратуры Российской Федерации, имеющего статус первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации (без процессуальных полномочий прокурора), Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - начальник Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации # наделяется широкими полномочиями про# осуществлению руководства Следственным комитетом, включая, в частности, право утверждать структуру, штатное расписание и полномочия его структурных подразделений, а также определять порядок назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации.
В целом Следственному комитету прокуратуры Российской Федерации предоставляется значительная степень организационной самостоятельности.
Одновременно предлагается уточнить положения ряда норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предлагаемых изменений в структуре органов прокуратуры Российской Федерации, разграничить в соответствии с указанными изменениями процессуальные полномочия прокуроров и органов предварительного расследования.
Представляется, что реализация рассмотренных концептуальных положений законопроекта на практике будет способствовать повышению независимости органов предварительного расследования и большей процессуальной самостоятельности следователей. При этом в результате освобождения от осуществления руководства деятельностью следователей прокуроры получат возможность более эффективно осуществлять надзор за соблюдением закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
В то же время, в ходе дальнейшей работы над законопроектом представляется необходимым существенно уточнить ряд его положений.
Так, предлагаемое организационное разграничение полномочий не должно нарушать единства прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Нормы законопроекта, касающиеся полномочий прокуроров по осуществлению надзора за соблюдением закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах, нуждаются в уточнении с целью недопущения снижения эффективности указанного надзора и реального повышения уровня законности при проведении предварительного расследования.
Утверждено на заседании Комитета 19 марта 2007 года.
Первый заместитель |
А.П. Москалец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.