Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике, транспорту и связи от 12 марта 2007 г.
по проекту федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый законопроект направлен на усиление ответственности за ряд административных правонарушений в области дорожного движения, представляющих значительную общественную опасность, а также приведения текста Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в соответствие с международными договорами Российской Федерации и требованиями, предъявляемыми к кодифицированным нормативным правовым актам.
Усиление административной ответственности за наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения представляется необходимым и своевременным. В 2005 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации произошло 223 тысячи аварий, в которых погибли более 34 тысяч человек и 274 тысячи человек получили ранения.
При резком увеличении количества автомобилей, находящихся в собственности граждан, связанных с этим затруднениях в организации дорожного движения, значительными масштабами дорожно-транспортных происшествий и причиненного ущерба здоровью и жизни граждан, а также материального ущерба существующие санкции за нарушение правил дорожного движения не обеспечивают соответствия меры наказания общественной опасности правонарушений. Необходимо также учитывать рост реальных доходов граждан, объективно снижающий тяжесть имеющихся санкций в виде штрафов для большой части правонарушителей.
В то же время ряд положений законопроекта вызывают вопросы в части их соответствия замыслу авторов.
Требует уточнения формулировка "выбытие транспортного средства из обладания в результате противоправных действий других лиц".
Ряд статей главы 12 КоАП в предлагаемой редакции устанавливают фиксированный размер штрафов, что не соответствует положениям ст. 4.1 Кодекса, устанавливающим общие правила назначения наказания с учетом конкретных обстоятельств правонарушений.
В некоторых случаях ужесточение наказания, предлагаемое законопроектом, представляется излишним. Так, лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет за перевозку крупногабаритных грузов с превышением габаритов более чем на 10 сантиметров вне зависимости от иных обстоятельств (п. 2 новой статьи 12.21.1) явно не соответствует тяжести совершенного нарушения.
Законопроектом предполагается возврат к ранее существовавшей балльной системе учета нарушений правил дорожного движения. При этом не устанавливается срок действия начисленных баллов, то есть они становятся бессрочными. Имеющиеся формулировки могут быть истолкованы таким образом, что за одно деяние правонарушитель может быть наказан трижды: во-первых, штрафом за нарушение, во-вторых, путем начисления баллов уже после исполнения первого наказания, и, в-третьих, лишением прав на управление транспортным средством "по совокупности" на срок до двух лет. Кроме того, неоднократно отмечалась коррупциогенность балльной системы, что требует более четкой регламентации действий должностных лиц, связанных с применением такой системы.
Возможность произвольных действий допускается также устранением требования о том, что освидетельствование на состояние опьянения должно быть медицинским, и положением новой части ст. 27.12, устанавливающей, что "при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, оно подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения". Никаких санкций за необоснованное направление на освидетельствование, а также обязательной выдачи гражданину копии акта о его освидетельствовании при этом не предусматривается.
Нуждается в уточнении перечень правонарушений, за совершение которых применяется задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, предлагаемые новой редакцией части 1 и 2 статьи 27.13 КоАП РФ.
Ряд вновь вводимых положений требуют внесения дополнительных корреспондирующих изменений в другие действующие статьи КоАП РФ.
Комитет считает возможным рекомендовать проект федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" к принятию в первом чтении только при условии его последующей доработки ко второму чтению с учетом вышеизложенного.
Председатель Комитета |
В.А. Язев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.