Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе"
Редакция пункта 2 статьи Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" о том, что "использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается", распространяет данный запрет на любые транспортные средства, без учета сложившейся в Российской Федерации практики использования специальных рекламных автомобилей.
В рамках ранее принятых решений Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации о поддержке и развитии малого предпринимательства два года назад по опыту развитых экономических стран для повышения эффективности в области рекламной деятельности в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России были разработаны и внедрены мобильные рекламоносители - рекламные автомобили.
Следует отметить, что основная масса мобильных рекламных конструкций базируется на автомобилях отечественного производства и переведено на экологически чистое топливо - газ. Специально для этого на Горьковском автомобильном заводе организовано их производство на базе автомобилей Газель. Одной из наиболее интересных разработок предприятия является мобильный рекламный автомобиль на базе удлиненного автомобиля ГАЗ-3302 (рекламный автомобиль). В июне 2004 года первый прототип был представлен на Нижегородской ярмарке. Затем машина прошла сертификационные испытания, была сертифицирована и получила Одобрение типа транспортного средства. В декабре 2004 года предприятие получило патент на полезную модель на "передвижную рекламу".
Контроль за использованием специальных рекламных автомобилей в настоящее время уже практически осуществляется органами безопасности дорожного движения (ГИБДД). Так, при оформлении паспорта транспортного средства указывается тип ТС - "рекламный автомобиль", ведется регистрационный учет таких автомобилей, а также осуществляется контроль за соблюдением правил дорожного движения, в том числе правил парковки этих автомобилей.
Практика запрета на использование специальных рекламных автомобилей в других странах мира отсутствует.
Введение такой нормы в действующем Федеральном законе "О рекламе" противоречит положениям Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации о том, что "товары, услуги, и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
Необходимость в запрещении использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, исходя из вышеуказанных критериев, отсутствует.
Введение данного запрета на использование транспортных средств в качестве мобильной рекламы исключает всякую конкуренцию в области наружной рекламы - на сегодняшний день сложилась ситуация, когда крупные компании-владельцы стационарных рекламных конструкций монополизировали весь рынок наружной рекламы и единственными их конкурентами в настоящее время являются предприятия, предлагающие мобильную рекламу.
По данным "ЭСПАР-аналитик" эффективность мобильной рекламы многократно превышает эффективность стационарной, и данный вид носителя является очень популярным в европейских странах. Невысокая стоимость размещения рекламы на мобильных носителях дает возможность заявить о себе развивающимся предприятиям малого и среднего бизнеса.
В отличие от стационарных рекламных щитов, рекламных автомобили не портят внешнего вида города и не превращаются в неотъемлемую часть городского пейзажа. Очевидно, что многие памятники архитектуры в городах России уже невозможно сфотографировать так, чтобы в кадр не попала бы какая-либо стационарная рекламная конструкция. Мобильную же конструкцию всегда можно переместить так, чтобы она не нарушала архитектурную концепцию.
Очевидно, что запрещение мобильных рекламных носителей приведет к массовому закрытию компаний, в большинстве своем малых и средних предприятий, вложивших в свое дело значительные, зачастую привлеченные средства. В настоящее время данный вид бизнеса предоставляет тысячи рабочих мест во всей России.
Запрет данного вида деятельности также неблагоприятно отразится и на российских производителей мобильных рекламных носителей.
В случае вступления в силу части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" с 1 января 2007 года, большое количество людей по всей стране останется без работы, а значит, их уровень благосостояния их семей значительно снизится.
Кроме того, услугами по размещению рекламы на специальных автомобилях не смогут воспользоваться как многие рекламодатели, так и огромное число граждан - потребителей рекламируемых товаров.
Соответственно, уменьшится товарооборот, что приведет к инфляционным процессам в развитии экономики страны и дополнительным проблемам при выполнении условий вступления России в ВТО.
Полный запрет на использование транспортных средств в качестве рекламных конструкций с оставлением на рынке рекламы только хозяйствующих субъектов, имеющих в собственности недвижимость (здания, строения и сооружения) может привести к монополизации рынка рекламной продукции со стороны этих собственников и владельцев наружной рекламы и стационарных рекламных конструкций, что недопустимо с точки зрения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
В настоящее время организации, использующие в предпринимательской деятельности рекламные автомобили, добросовестно платят установленные действующим законодательством налоги: транспортный налог, НДС, налог на имущество, налог на рекламу, налоги во все внебюджетные фонды, а также оказывают постоянную помощь местным властям в оповещении жителей о праздничных мероприятиях и при проведении других спонсорских рекламных акций.
В целях контроля за использованием рекламных автомобилей на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возможно ввести дополнительные нормы, устанавливающие порядок получения разрешения на ведение рекламной деятельности с использованием мобильных рекламоносителей, а также осуществлять дополнительное налогообложение данных видов услуг по размещению и распространению рекламы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований получат хорошую прибавку.
Принятие данного законопроекта позволит в законодательном порядке не просто запретить в общем порядке использование транспортных средств исключительно и преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (с возможностью применения различных уловок для "завуалирования" введенных законом параметров "исключительно" и "преимущественно"), но предоставит право работать в бизнесе наружной рекламы законопослушным гражданам и организациям, имеющим специальные рекламные автомобили, сертифицированные в установленном порядке и зарегистрированные в органах безопасности дорожного движения, а также уплачивающим соответствующие налоги, как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты.
Таким образом, целесообразно дополнить часть 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" следующим дополнением: "кроме специальных рекламных автомобилей, сертифицированных в установленном порядке и зарегистрированных в органах безопасности дорожного движения".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает введение или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не предусматривает иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.