Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 7 марта 2007 г.
на проект федерального закона N 336270-4 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (внесен Брянской областной Думой)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 336270-4 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", внесенный Брянской областной Думой, и отмечает.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - Закон) порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменение в указанную норму и при назначении государственной социальной помощи за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации право устанавливать порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе принадлежащего на праве собственности имущества, предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а при назначении государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета указанный порядок устанавливается федеральным законом.
Предлагаемое законопроектом изменение вступает в противоречие со статьей 4 Закона, согласно которой установление основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи относится к полномочиям Российской Федерации, а также со статьей 5 Закона, которой определяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемое изменение не согласуется с предметом регулирования главы 3 Закона (в которую помещена статья 8), предусматривающей оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Право на государственную социальную помощь за счет средств субъектов Российской Федерации согласно Закону предоставлено всем малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам независимо от места их проживания.
Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" устанавливается единый для всех субъектов Российской Федерации порядок расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина и учета их доходов для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, что позволяет обеспечивать гражданам равные гарантии на получение государственной социальной помощи независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживают.
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный проект федерального закона и в своем заключении наряду с вышеуказанными замечаниями указывает на необходимость учета позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 февраля 2005 года N 17-О, согласно которой законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения является предметом Российской Федерации, то есть общефедеральной функцией.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
От законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законопроект поступило 32 отзыва, из них: 31 - положительный, 1 - отрицательный. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 51 отзыв, из них: 44 - положительных, 4 - отрицательных; 3 - с замечаниями.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает на возникновение внутренних противоречий норм Закона в случае принятия предлагаемых законопроектом изменений, а также на то, что действующие нормы в сфере оказания государственной социальной помощи не ограничивают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку порядок назначения указанной помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, размеры такой помощи устанавливаются указанными органами самостоятельно. Кроме того, указывается на то, что государственная социальная помощь, предусмотренная главой 2 Закона и оказываемая за счет средств федерального бюджета в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, не зависит от дохода граждан.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона N 336270-4 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", внесенный Брянской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.