Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 19 марта 2007 г.
на проект федерального закона N 387245-4 "О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в Российской Федерации" (о создании централизованных фондов по поддержке материнства и детства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за счет налога на поддержку материнства и детства, а также налога на доходы физических лиц), внесен Государственной Думой Ярославской области, первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается образовать централизованные фонды по поддержке материнства и детства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, источниками формирования которых будут являться:
поступления налога на доходы физических лиц, взимаемого по прогрессивной налоговой ставке, которую предлагается ввести дополнительно к действующей ставке в размере 13 процентов;
поступления нового федерального налога на поддержку материнства и детства, который предлагается взимать с выручки организаций и предпринимателей;
благотворительные взносы юридических лиц и пожертвования граждан.
Кроме того, законопроектом предлагается увеличение с 1 января 2007 года размеров отдельных видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также выделение субсидий на строительство (приобретение) жилья для семей, имеющих двух и более детей.
По мнению субъекта законодательной инициативы, реализация предлагаемых мер будет способствовать преодолению демографической катастрофы и позволит стабилизировать ситуацию с воспроизводством населения в Российской Федерации.
Комитет не поддерживает настоящий законопроект по следующим основаниям.
Констатируя образование централизованных фондов по поддержке материнства и детства, законопроект не регламентирует правовой статус указанных фондов, порядок управления ими, направления и механизм использования средств, а также процедуру контроля за деятельностью фондов.
Представляется нецелесообразным предлагаемое законопроектом введение дополнительной прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц. Следует отметить, что установление единой ставки налога на доходы физических лиц для основного вида доходов в размере 13 процентов одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. С введением единой ставки налога на доходы физических лиц значительно упрощена процедура уплаты налога, что способствует сохранению стабильности налоговой системы как фактора инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Таким образом, реализация предлагаемой меры вела бы к утрате отмеченных преимуществ действующей системы налогообложения доходов физических лиц.
Предложение о введении налога на поддержку материнства и детства не может быть поддержано как противоречащее основным началам проводимой налоговой реформы, направленной на последовательное снижение уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Кроме того, как правомерно отмечено в заключении Правительства Российской Федерации, положения законопроекта, предусматривающие введение указанного налога, недостаточно проработаны (не содержат четкого определения объекта налогообложения и налоговой базы, имеют целый ряд внутренних противоречий и т.д.).
Необходимо также иметь в виду, что положения законопроекта об увеличении размеров отдельных видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, были частично реализованы в Федеральном законе от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", предусматривающем, в частности, установление с 1 января 2007 г. пособия по уходу за ребенком в размере 40 процентов заработной платы (денежного довольствия) для граждан, подлежащих обязательному страхованию, а также некоторых других категорий граждан (но не менее 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" полномочия по выплате ежемесячного пособия на ребенка отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом согласно пункту 4 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не допускается включение во вновь принимаемые федеральные законы по вопросам, относящимся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 387245-4 "О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в Российской Федерации".
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.