Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам женщин, семьи и детей от 22 марта 2007 г.
по проекту федерального закона N 387245-4 "О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в Российской Федерации" (о создании централизованных фондов по поддержке материнства и детства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за счет налога на поддержку материнства и детства, а также налога на доходы физических лиц) - вносит Государственная Дума Ярославской области.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей рассмотрел указанный проект федерального закона.
Главная идея законопроекта - образовать в составе бюджетов всех уровней централизованные фонды по поддержке материнства и детства (далее Фонды). Авторы предлагают определенные источники формирования этих Фондов:
1. введение нового налога - налога на поддержку материнства и детства, который будет взиматься с предприятий, а также предпринимателей, являющихся юридическими лицами.
Налогооблагаемой базой по этому налогу должна стать выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также разница между ценой приобретенных и ценой реализованных товаров для торговой, посреднической и снабженческой деятельности. Ставка этого налога предлагается в размере 0,5%.
2. введение дополнительной ставки на доходы физических лиц (с доходов, превышающих 150 тыс. рублей), устанавливаемой дифференцированно в зависимости от величины дохода. Чем выше доход, тем выше ставка. Зависимость ставки налога от величины дохода в законопроекте приводится.
Предлагается установить, что 10% всех доходов от налога на поддержку материнства и детства будут зачисляться в централизованный фонд поддержки материнства и детства Российской Федерации, 90% - в централизованные фонды поддержки материнства и детства субъектов Российской Федерации.
За счет средств этих Фондов предполагается увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка;
Кроме того, авторы предлагают выделить в федеральном бюджете 2007 года средства на строительство (приобретение) жилья для семей, имеющих двух и более детей.
Изучив данный законопроект, Комитет по делам женщин, семьи и детей обращает внимание на следующее.
Первое. Идея создания специализированного Фонда (фондов) по поддержке материнства и детства заслуживает внимание.
Подобный Фонд мог бы аккумулировать все средства, предназначенные для решения задач государственной политики по поддержке семьи, материнства и детства.
Определив источники формирования Фонда, включая налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех уровней, а также иные доходы (взносы работодателей, благотворительные взносы и др.) можно спрогнозировать как минимум на среднесрочную перспективу тот объем средств, которые могли бы быть направлены на эти цели. Это согласуется с новой редакцией Бюджетного кодекса (принят в первом чтении), в соответствии с которым бюджеты должны будут разрабатывать на 3-х летний период.
Создав такой финансовый инструмент, можно будет проводить целенаправленную, обоснованную и сбалансированную с ресурсами семейную политику с учетом выделяемых национальных приоритетов.
Подобные финансовые инструменты (и соответствующие структуры) успешно действуют в некоторых европейских странах.
Во Франции, например, уже много лет функционирует, так называемая, "Национальная касса семейных пособий" - отдельная структура, осуществляющая выплату семейных пособий, контроль за получателями социальной помощи и аккумулирующая средства на эти цели.
Положительно оценивая создания Фондов как идею, Комитет по делам женщин, семьи и детей считает, что эта идея в данном законопроекте до конца не доработана.
Субъекту права законодательной инициативы необходимо наряду с доходной базой данных Фондов установить и их правовой статус, определив их место в системе управления (включая финансирование) мерами социальной поддержки семьи, материнства и детства.
Из законопроекта не ясно, будут ли Фонды являться универсальным финансовым инструментом, который призван финансировать все установленные законодательством Российской Федерации пособия, компенсации и иные выплаты семьям с детьми, или он формируется только в целях обеспечения дополнительных доходов на новые (повышение размеров действующих) выплат.
Второе.
В статье 6 законопроекта авторы предлагают внести изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", увеличив размеры следующих видов пособий:
1. ежемесячного пособия по уходу за ребенком - до 3000 рублей.
2. единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 15 000 рублей на первого ребенка, 30 000 рублей - на второго, 45 000 рублей - на третьего и четвертого ребенка, до 30 000 рублей - на петого# и последующих детей.
3. установить в федеральном законе фиксированный уровень ежемесячного пособия на ребенка, которое выплачивается в настоящее время из средств региональных бюджетов, в размере 4500 рублей.
Комитет отмечает, что в отношении ежемесячного пособия по уходу за ребенком авторам законопроекта следует привести свои предложения в соответствие с нормами Федерального закона от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", которым с 1 января 2007 года предусмотрено:
увеличение и новый принцип исчисления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (до полутора лет) для застрахованных (работающих) граждан. Размер этого пособия теперь соизмеряется с заработной платой работающих, что согласуется со страховыми принципами. Он будет составлять 40% среднего заработка, но не меньше 1500 рублей при уходе за первым ребенком и 3000 рублей при уходе за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия - 6000 рублей.
Средства на это в бюджете Фонда социального страхования в 2007 году в объеме около 37 млрд. рублей предусмотрены.
предоставление права на указанное пособие неработающим родителям. До достижения ребенком возраста полутора лет им ежемесячно будет выплачиваться 1500 рублей по уходу за первым ребенком, 3000 рублей - за вторым и последующими детьми. Если уход осуществляется одновременно за двумя детьми, то пособие выплачивается на каждого ребенка.
На эти цели средства из федерального бюджета, в объеме около 13 млрд. рублей будут перечислены в бюджет Фонда социального страхования в виде трансфертов.
введение нового вида государственного пособия - единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна (попечителя) и приемного родителя в размере 8 тыс. рублей. На его реализацию регионам будут переданы субвенции из федерального бюджета 0,7 млрд. рублей.
Предложение авторов по установлению фиксированного размера ежемесячного пособия на ребенка необходимо соизмерить с возможными доходами Фондов от предлагаемых источников. По оценкам Комитета на повышение этого пособия до 4500 рублей потребуется более 600 млрд. рублей. Для достижения сбалансированности доходов и расходов консолидированных бюджетов Фондов следует провести расчеты объемов доходов, которые можно получить от предложенных авторами источников.
Третье. В статье 7 законопроекта Правительству Российской Федерации предписывается разработать положения о порядке выделения субсидий на строительство (приобретения) жилья для семей, имеющих детей, и предусмотреть в федеральном бюджете 2007 года (и среднесрочную перспективу) средства на эти цели.
Комитет считает, что наличие в законопроекте этой статьи не имеет "под собой" никаких правовых оснований. Федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены обязательства Российской Федерации выделять из федерального бюджета субсидии регионам на строительство (приобретение) жилья семьям, имеющим двоих и более детей. Эту норму из законопроекта надо исключить.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей просит Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (ответственный) согласно пункту 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендовать субъекту права законодательной инициативы изменить текст данного законопроекта до рассмотрения его в первом чтении и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.