г. Вологда
15 июня 2011 г. |
Дело N А05-1968/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Земцовского А.В. по доверенности от 14.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля 2011 года по делу N А05-1968/2011 (судья Звездина Л.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Семь Дней", г. Архангельск, ОГРН 1062901064820, ИНН 2901153528 (далее - Общество, ООО "УК Семь Дней") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области, г. Архангельск, ОГРН 104290003780, ИНН 2901128698 (далее - Агентство) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2011 N 6/1 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля 2011 года требования удовлетворены.
Агентство в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Полагает, что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании обращения главного редактора газеты "Правда Северо-Запада" Азовского И.В. прокуратурой Ломоносовского района г. Архангельска (далее - Прокуратура) проведена проверка по факту нераскрытия управляющими компаниями перед собственниками квартир в многоквартирных домах в установленные сроки информации о своей деятельности.
В ходе проверки выявлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2008 Общество осуществляет управление домом N 19 по улице Мусинского в г.Архангельске. Заявитель не обеспечил всеми установленными способами раскрытие информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Усмотрев в действиях заявителя нарушение пункта 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), Прокуратура 11.01.2011 вынесла в присутствии законного представителя Общества Иванова М.Н. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 23.70 КоАП РФ административный материал передан Агентству для решения вопроса о привлечении ООО "УК Семь Дней" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.1 названного Кодекса.
Рассмотрев материалы административного дела, руководитель Агентства вынес постановление от 22.02.2011 N 6/1, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "УК Семь Дней" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия определены Стандартом, вступившим в законную силу с 09 октября 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 указанного Стандарта под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации - обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
На основании пункта 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы
Управляющие организации раскрывают перечисленную выше информацию путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
Управляющие организации обязаны разместить (опубликовать) перечисленную выше информацию в соответствии с утвержденным Стандартом в течение 2 месяцев со дня его вступления в силу.
Материалами дела подтверждается и ООО "УК Семь Дней" не оспаривается факт невыполнения возложенной на него Стандартом обязанности по раскрытию информации о своей деятельности всеми перечисленными в пункте 5 Стандарта способами.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, заявителем не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО "УК Семь Дней" указанной обязанности, не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.8.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных в указанной норме, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 названного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся правонарушением признается действие или бездействие, которое сопряжено с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на лицо законом. Момент совершения длящегося правонарушения связан с его обнаружением независимо от того, в какое время было начато противоправное действие (бездействие).
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Нормами КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности.
Датой совершения административного правонарушения является 10 декабря 2010 года, поскольку предельный срок опубликования заявителем сведений наступил 09 декабря 2010 года, то есть по состоянию на 10.12.2010 ООО "УК Семь Дней" было совершено оконченное административное правонарушение.
Таким образом, Арбитражный суд Архангельской области пришел к правильному выводу о том, что на момент привлечения Общества к административной ответственности (22 февраля 2011 года) за невыполнение в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности, срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
С учетом изложенного Общество не может быть привлечено в настоящее время к административной ответственности за невыполнение в установленный Стандартом срок обязанностей по раскрытию всеми закрепленными в нем способами информации о его хозяйственной деятельности.
Доводы Агентства, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 апреля 2011 года по делу N А05-1968/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1968/2011
Истец: ООО "Управляющая компания Семь Дней"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области