Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 417161-4 "О центральном депозитарии"
Досье на проект федерального закона
Основной идеей проекта федерального закона "О центральном депозитарии" (далее - законопроект) является повышение на основе создания центрального учетного института - центрального депозитария эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка, в том числе ускорение и упрощение расчетов, снижение рисков при проведении расчетов, и, как следствие, снижение издержек участников финансового рынка.
Целью законопроекта является формирование правовых условий для создания и деятельности центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с созданием и деятельностью центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг. Законопроект определяет правовой статус центрального депозитария, требования к нему и осуществляемой им деятельности, а также основания и порядок наделения юридического лица статусом центрального депозитария.
Центральный депозитарий является одним из ключевых звеньев инфраструктуры финансового рынка и имеет существенное экономическое значение. Наличие центрального депозитария (национального или международного) является неотъемлемым атрибутом высокоразвитого финансового рынка. Еще в 1989 году в соответствии с докладом международной рабочей группы (известным как Доклад Группы 30) каждой стране было рекомендовано создать развитый и эффективно действующий центральный депозитарий (процесс создания центрального депозитария авторы вышеупомянутого доклада рекомендовали осуществить в течение ближайших трех лет).
В соответствии с этими рекомендациями в развитых европейских странах в течение 90-х годов прошлого века были созданы национальные центральные депозитарии (во Франции центральный депозитарий существовал уже с 1941 года). В последнее пятилетие учетные системы этих стран переживают следующий этап своего развития - создание международных институтов, выполняющих функции центрального депозитария для нескольких стран. Так, уже состоялось объединение в группу Euroclear центральных депозитариев Франции (в прошлом - SICOVAM, теперь Euroclear France), Бельгии (Euroclear Bank), Голландии (Euroclear Nederland) и Великобритании (CREST), которая теперь осуществляет функции центрального депозитария для соответствующих стран. Другая международно-клиринговая организация Clearstream была поглощена Deutsche Borse Group и теперь осуществляет функции центрального депозитария для Германии и Люксембурга.
Институты, выполняющие функции национального центрального депозитария, существуют во многих странах, осуществляющих переход к рыночной экономики (например, Польше, Венгрии, Словакии, Казахстане, Молдове).
При этом существуют примеры, когда функции центрального депозитария выполняются организацией де-факто, без отдельного законодательного закрепления. Подобным примером являются США, где учет значительной части ценных бумаг сконцентрирован в одной организации (DTC), которая, хотя и не является центральным депозитарием США в соответствии с законом, фактически выполняет функции центрального американского депозитария.
Макроэкономическое значение центрального депозитария состоит в придании нового качественного уровня инфраструктуре финансового рынка, повышения эффективности и надежности его функционирования, снижение издержек его участников, привлечении иностранных инвесторов на национальные финансовые рынки.
Существующая сегодня в России система учета прав на ценные бумаги сформировалась к середине 1990-х годов и к настоящему времени обнаружила большое количество недостатков, которые становятся препятствием для дальнейшего развития российского фондового рынка и в выполнении им задач по обеспечению финансированию российской экономики.
Основными недостатками существующей российской системы учета прав на ценные бумаги являются:
высокая степень рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги;
высокая степень раздробленности (фрагментации) существующей Инфраструктуры российского фондового рынка;
низкая степень приспособленности российской учетной системы к зарубежным системам учета прав на ценные бумаги и системе международных расчетов.
В результате российская учетная система не обеспечивает надежной защиты прав собственности на ценные бумаги, создает риски неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ценными бумагами, повышает издержки и препятствует справедливому ценообразованию.
Неприспособленность российской системы учета прав на ценные бумаги к основным моделям учета прав на ценные бумаги, сложившимся в мире, приводит к тому, что иностранные инвесторы не могут инвестировать в российские ценные бумаги с прямым использованием российских учетных институтов. Все это приводит к высоким издержкам, связанным с инвестированием в российские ценные бумаги, делает такое инвестирование непривлекательным и стимулирует переток обращения российских ценных бумаг в форме ADR и GDR на зарубежные финансовые рынки. Как результат, российский фондовый рынок, в отличие от иностранных рынков, не рассматривается российскими предприятиями как источник инвестиций.
Как показывает анализ, изложенные основные недостатки российской системы учета прав на ценные бумаги носят концептуальный характер, в связи с чем, возможность их компенсировать силами участников рынка и регулирующих органов является ограниченной. С учетом этого необходим существенный пересмотр принципов построения этой системы на основе создания центрального учетного института - центрального депозитария.
Центральный депозитарий должен стать институтом, обеспечивающим стабильность прав на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы. Создание надежной системы учета прав на ценные бумаги особенно важно с учетом "прихода" на российский фондовый рынок средств пенсионных накоплений, сформированных в ходе внедрения накопительного элемента в российскую пенсионную систему. Кроме того, создание центрального депозитария позволит создать эффективную и недорогую систему расчетов на российском фондовом рынке.
Законопроект устанавливает основные требования к деятельности центрального депозитария, в том числе, его права, обязанности и ограничения о деятельности, исключительные функции центрального депозитария, а также существенные условия депозитарного договора, заключаемого центральным депозитарием с его клиентами.
Законопроект закрепляет следующие исключительные функции центрального депозитария:
1) осуществление расчетов по ценным бумагам по сделкам, совершенным на фондовых биржах или через иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
2) осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг;
3) открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям;
4) хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
5) учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются указанные лица.
При этом центральный депозитарий будет осуществлять депозитарную деятельность в полном масштабе, открывать и вести счета депо для учета прав на ценные бумаги, содействовать осуществлению прав по ценным бумагам (погашение облигаций, выплата дивидендов и т.п.).
Кроме того, законопроектом установлено право центрального депозитария осуществлять клиринговую деятельность в случаях и порядке, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, право присваивать международные идентификационные коды (ISIN) российским ценным бумагам, а также оказывать услуги по раскрытию информации эмитентами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и иными лицами.
Законопроект устанавливает требования к центральному депозитарию, в том числе к его организационно-правовой форме, должностным лицам, внутренним документам, к нормативам, соблюдение которых является необходимым условием для наделения юридического лица статусом депозитария, а также предусматриваются требования к участникам центрального депозитария и др.
Так, законопроект предусматривает, что деятельность центрального депозитария может осуществлять юридическое лицо в форме акционерного общества, акционерами которого могут являться только российские и иностранные юридические и физические лица. При этом акционерами центрального депозитария не могут являться юридические лица и граждане, имеющие соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроект устанавливает перечень внутренних документов центрального депозитария, среди которых условия осуществления депозитарной деятельности, правила внутреннего контроля, кодекс профессиональной этики и т.д. В законопроекте определяются требования к структуре и составу органов управления центрального депозитария.
Законопроект определяет процедуру присвоения (наделения) статуса центрального депозитария и требования, соблюдение которых является условием получения такого статуса.
Законопроект определяет также полномочия федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам по регулированию деятельности центрального депозитария и по контролю за ее осуществлением, а также за соблюдением требований, предъявляемых к центральному депозитарию, его участникам и должностным лицам. В частности, законопроект предусматривает право федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам проводить проверки центрального депозитария и вводить временную администрацию.
Кроме того, законопроект предусматривает меры, направленные на предупреждение банкротства центрального депозитария. В частности, он предусматривает возможность участников центрального депозитария оказать ему финансовую помощь при наличии признаков банкротства, определяя при этом способы оказания такой помощи.
Результатом принятия закона должно стать создание и функционирование центрального депозитария, что позволит:
снизить риски на российском рынке ценных бумаг (в том числе риска утраты собственности на ценные бумаги, риска неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами);
ускорить сроки расчетов по операциям с ценными бумагами;
облегчить раскрытие информации о составе владельцев ценных бумаг;
облегчить возможности проведения корпоративных действий;
снизить издержки участников рынка ценных бумаг;
привлечь новых иностранных инвесторов на российский рынок ценных бумаг.
Это, в свою очередь, приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии"
Принятие федерального закона "О центральном депозитарии" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)";
4. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Признание утратившими силу или принятия иных актов федерального законодательства не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О центральном депозитарии"
Принятие и реализация федерального закона "О центральном депозитарии" и его реализация не повлекут изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.