Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам от 26 апреля 2007 г.
на проект федерального закона N 417161-4 "О центральном депозитарии"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 417161-4 "О центральном депозитарии", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
Проект федерального закона "О центральном депозитарии" (далее - законопроект) предусматривает создание центрального учетного института на российском рынке ценных бумаг - центрального депозитария, которое продиктовано международным опытом, потребностью дальнейшего развития инфраструктуры российского финансового рынка, придания ему нового качественного уровня, повышения эффективности и надежности его функционирования, снижения издержек его участников, упрощения системы расчетов, снижения рисков при проведении расчетов, привлечения иностранных инвесторов на национальные финансовые рынки, устранения существующих недостатков правого регулирования, которые становятся препятствием для развития российского фондового рынка и в выполнении им задач по обеспечению финансирования российской экономики.
Предполагая наличие единственного центрального депозитария, законопроект определяет его правовой статус, требования к нему и осуществляемой им деятельности, в том числе права, обязанности и ограничения деятельности, исключительные функции, существенные условия депозитарного договора, а также основания и порядок наделения юридического лица статусом центрального депозитария.
Устанавливаются основные требования к организационно-правовой форме центрального депозитария, его должностным лицам, структуре и составу органов управления, нормативам, участникам, внутренним документам, включая условия осуществления депозитарной деятельности, правила внутреннего контроля, кодекс профессиональной этики.
В силу монопольного положения будущего единственного центрального депозитария в системе учета прав на ценные бумаги, законопроект содержит положения, исключающие возможность участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и Центрального банка Российской Федерации в его капитале, а также положения, ограничивающие размер участия иных лиц в его капитале, что позволит исключить возможность монополизации управления центральным депозитарием.
Согласно положениям законопроекта деятельность центрального депозитария может осуществлять юридическое лицо в форме акционерного общества, акционерами которого могут являться только российские и иностранные юридические и физические лица. При этом его акционерами не могут быть юридические лица и граждане, имеющие соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроект определяет процедуру присвоения статуса центрального депозитария и требования, соблюдение которых является условием получения такого статуса. Предлагается двухуровневый отбор соискателей указанного статуса. На первом уровне отбор проводит федеральный орган исполнительной власти по финансовым рынкам, который затем направляет предложения по кандидатуре в Правительство Российской Федерации (второй уровень), в компетенции которого будет находиться право принимать решение о наделении статусом того или иного соискателя.
Определены полномочия федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору за деятельностью центрального депозитария, его участников и должностных лиц.
Законопроект закрепляет следующие исключительные функции центрального депозитария: осуществление расчетов по ценным бумагам по сделкам, совершенным на фондовых биржах или через иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг; осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг; открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям; хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются указанные лица.
Центральный депозитарий будет осуществлять депозитарную деятельность в полном масштабе, открывать и вести счета депо для учета прав на ценные бумаги, содействовать осуществлению прав по ценным бумагам. Кроме того, законопроектом закреплено право центрального депозитария осуществлять клиринговую деятельность, присваивать международные идентификационные коды российским ценным бумагам, оказывать услуги по раскрытию информации эмитентами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и иными лицами.
Предусматривается возможность участников центрального депозитария оказывать ему финансовую помощь при наличии признаков банкротства, определяя при этом способы оказания такой помощи.
Законопроектом определен переходный период до 1 января 2010 для создания единственного центрального депозитария, разработки и принятия нормативной базы, а также с целью приведения деятельности действующих депозитариев (расчетных депозитариев) в соответствие с законопроектом.
Таким образом, поддерживая концепцию законопроекта, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам считает, что создание центрального депозитария приведет к более качественному обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами.
Следует отметить, что отдельные недостатки законопроекта, в том числе юридико-технического и лингвистического характера, не являются концептуальными и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 417161-4 "О центральном депозитарии", внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником.
Председатель |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.