В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект направлен на повышение эффективности конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка путем создания центрального учетного института - центрального депозитария.
Законопроектом определяется правовой статус центрального депозитария, требования к нему и осуществляемой им деятельности, а также лицензионные требования, предъявляемые к центральному депозитарию.
Помимо этого, законопроектом установлены требования к центральному депозитарию, в том числе к организационно-правовой форме, участникам центрального депозитария, должностным лицам, внутренним документам.
Законопроектом определена процедура лицензирования деятельности центрального депозитария, включая лицензионные требования, и определены полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в области регулирования деятельности центрального депозитария и контроля за ее осуществлением, в том числе за соблюдением требований, предъявляемых к центральному депозитарию, его участникам и должностным лицам.
Принятие федерального закона "О центральном депозитарии" позволит значительно улучшить учетную систему на рынке ценных бумаг, что в свою очередь, приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги и повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг.
Возможные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета в связи с принятием федерального закона "О центральном депозитарии", могут быть обусловлены необходимостью осуществления федеральным органом исполнительной власти лицензирования деятельности центрального депозитария, а также реализации функций по государственному регулированию, контролю и надзору за указанной деятельностью.
Покрытие расходов федерального бюджета, связанных с лицензированием деятельности центрального депозитария, будет осуществляться за счет введения государственной пошлины за рассмотрение документов для получения соответствующей лицензии, предоставление лицензии, а также переоформление бланка такой лицензии, которая предусматривается проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии".
Дополнительных расходов федерального бюджета на осуществление функций по государственному регулированию, контролю и надзору за деятельностью центрального депозитария (центральных депозитариев) не потребуется по следующим причинам.
Проект федерального закона "О центральном депозитарии" предусматривает в качестве обязательного лицензионного требования наличие у соискателя лицензии опыта осуществления деятельности расчетного депозитария в течение 5 лет. При этом в соответствии с положениями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью расчетных депозитариев уже осуществляется. Следует также отметить, что количество существующих расчетных депозитариев является незначительным.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что дополнительных расходов на осуществление функций по регулированию, контролю и надзору за центральным депозитарием (центральными депозитариями) не потребуется. Более того, консолидация расчетной системы и улучшение системы учета прав на ценные бумаги, позволит стандартизировать формы и методы государственного контроля за элементами учетной системы прав на ценные бумаги, что приведет к повышению эффективности осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти указанной функции без привлечения дополнительных затрат.
В то же время по законопроекту имеется ряд замечаний.
В связи с тем, что проект федерального закона допускает возможность получения лицензии центрального депозитария более чем одним юридическим лицом, Правительство Российской Федерации полагает, что множественность центральных депозитариев если и возможна, то только на переходный период, по истечении которого в России должен действовать только один центральный депозитарий. В этой связи законопроект необходимо дополнить положениями, предусматривающими необходимость проведения конкурса по выбору единственного центральною депозитария, если по истечению 4-х летнего периода после вступления в силу закона функции центрального депозитария будут осуществляться более чем одним юридическим лицом. При этом, полномочия по определению порядка проведения указанного конкурса и критерии отбора его победителя должны определяться Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 законопроекта установлена функция центрального депозитария по хранению сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, что требует внесения соответствующего изменения статьи 16 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Статья 56 законопроекта устанавливает особый порядок вступления в силу Федерального закона, за исключением статьи 50 законопроекта. Приэтом порядок вступления в силу статьи 50 законопроекта не урегулирован.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии его дальнейшей доработки с учетом вышеизложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 марта 2007 г. N 1048п-П13 "Заключение на проект федерального закона "О центральном депозитария", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы В.М. Резником"
Текст письма официально опубликован не был