Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований"
Настоящий проект федерального закона устанавливает дополнительное основание досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования. Предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации будет вправе соответственно принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации или внести проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования, в случае если суд субъекта Российской Федерации установит факт, что правомочный законодательный орган субъекта Российской Федерации или правомочный представительный орган муниципального образования три месяца подряд, в том числе со дня избрания указанных органов в правомочном составе, не проводил правомочного заседания (пункт 2 статьи 1 и статья 2 законопроекта).
В соответствии с законодательством Российской Федерации законодательные органы являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, а наличие представительного органа муниципального образования является обязательным в структуре органов местного самоуправления. Они наделены рядом важнейших полномочий в сферах нормативно-правового регулирования, контроля деятельности исполнительных органов, в решении важнейших кадровых вопросов и некоторых иных. В случае если по объективным или субъективным причинам законодательный орган субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования в течение продолжительного периода времени не проводил и (или) не мог провести заседание, а значит, и принимать решения во исполнение своих полномочий, это может привести к тяжелым социально-экономическим последствиям для населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Вместе с тем посредством досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и проведения последующих выборов избирателям самим предоставляется возможность разрешить кризисную ситуацию и вероятный конфликт между представительными и исполнительными органами власти на региональном или местном уровне. Кроме того, факт роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования по предлагаемому законопроектом основанию имеет еще и превентивное значение, подталкивая депутатов, бойкотирующих заседания регионального парламента или представительного органа муниципального образования, к конструктивному поведению.
Проектируемые положения законопроекта не распространяются на случаи, когда законодательный орган субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования утрачивают правомочность в связи с досрочным прекращением полномочий отдельных депутатов. Данное обстоятельство (отсутствие правомочности органа) является самостоятельным основанием для досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования (подпункт "в" пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Включение в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нового пункта 111 (пункт 1 статьи 1 законопроекта) и в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой части 12 (пункт 1 статьи 2 законопроекта) предусматривает дополнительную гарантию обеспечения деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования. Предлагается установить период (до 30 дней), в течение которого вновь избранный законодательный орган субъекта Российской Федерации или вновь избранный представительный орган муниципального образования должен собраться на первое заседание со дня его избрания в правомочном составе. Конкретный же срок предполагается устанавливать соответственно конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования.
Законопроектом предусматривается уточнить срок для внесения Президентом Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также для принятия решения о доверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и внесении его кандидатуры в законодательный орган субъекта Российской Федерации для наделения его соответствующими полномочиями при постановке им перед Президентом Российской Федерации вопроса о доверии и досрочном сложении своих полномочий. Предлагается в обоих случаях установить срок один месяц (пункт 3 статьи 1 и статья 3 законопроекта).
Вступление в силу федерального закона предусматривается по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Это позволит законодательным органам субъектов Российской Федерации или представительным органам муниципальных образований, которые на день опубликования данного федерального закона не смогли провести в течение предшествующих 90 дней правомочные заседания, в течение месяца предпринять необходимые действия и начать конструктивную работу. В противном случае к ним могут быть применены меры, предусматриваемые данным законопроектом.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключения Правительства Российской Федерации не требуется.
Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований" не предусматриваются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.