Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления 14 марта 2007 г.
по проекту федерального закона N 388150-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий" (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства), внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.В. Гребенииковым, В.С. Груздевым, Д.В. Ереминым, П.В. Крашенинниковым, В.С. Мокрым, В.А. Пехтиным
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 13 февраля 2007 года N 219, пункт 38) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 388150-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий" (в части обеспечения реализации мер по развитию массового малоэтажного жилищного строительства), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.В. Гребенниковым, B.C. Груздевым, Д.В. Ереминым, П.В. Крашенинниковым, B.C. Мокрым, В.А. Пехтиным.
Проект направлен на создание дополнительных условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе для удовлетворения их потребностей в жилище, улучшения их жилищных условий, а также стимулирование малоэтажного жилищного строительства. Проектом предлагается на комплексной основе регламентировать отношения, возникающие при участии определенных в нем форм объединений граждан как по осуществлению ими малоэтажной жилищной застройки территорий, так и по управлению такими территориями.
Комитет отмечает соответствие рассматриваемого законопроекта интересам населения, органов местного самоуправления, основным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Вместе с тем, отдельные нормы, предусмотренные законопроектом, нуждаются в уточнении.
Вместе с тем Комитет полагает целесообразным обратить внимание на отдельные положения законопроекта, которые нуждаются в уточнении.
1. В предлагаемой законопроектом новой статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливается, что отчуждение объектов общего имущества в малоэтажной жилищной застройке допускается только с согласия всех собственников (части 2 и 8 указанной статьи). Однако порядок установления и оформления такого согласия законопроектом не предусмотрен.
Также нуждается в конкретизации содержание правоотношения по безвозмездной передаче общего имущества в малоэтажной жилищной застройке "в собственность соответствующего муниципального образования" (часть 8 той же статьи). Из положений проекта не ясны ни условия такой передачи, ни ее последствия для существующих в рамках конкретной территории некоммерческих объединений граждан, участвующих в малоэтажной застройке.
2. По мнению Комитета, в утонении нуждаются положения законопроекта, касающиеся формирования территорий малоэтажной жилищной застройки в существующих населенных пунктах. Из положения законопроекта не ясен порядок формирования соответствующего имущественного комплекса (проектируемая статья 166 Кодекса), как в части инфраструктуры, так и в части земельных участков.
Представляется также, что должны быть урегулированы взаимоотношения объединяющихся собственников существующих домов с соответствующими муниципальными образованиями, в собственности которых может в настоящее время находятся и инженерные коммуникации, и дорожная сеть, и иное имущество, перечисленное в вышеуказанной статье.
3. По смыслу предлагаемой законопроектом новой главы 17 Кодекса, единственным различием между правами собственников в малоэтажной жилищной застройке являющимися членами товарищества индивидуальных застройщиков и не являющихся членами товарищества, является право участвовать в управлении указанным товариществом. Поскольку проект допускает право собственников в малоэтажной застройке не вступать в создаваемое товарищество индивидуальных застройщиков, по мнению Комитета, в законопроект должны быть включены дополнительные гарантии защиты прав в отношении общего имущества таких лиц.
В первую очередь, это должно касаться обязательных платежей, которые не могут быть больше платежей, вносимых членами товарищества - указание на "соразмерность" таких платежей (часть 5 проектируемой статьи 204 Кодекса) не может быть признано достаточным. Доля в праве общей собственности на общее имущество в малоэтажной застройке собственников, не являющихся членами товарищества индивидуальных застройщиков, также должна быть защищена от возможных негативных последствий управленческих решений существующего на данной территории товарищества.
4. В предлагаемой законопроектом новой статье 211 Кодекса конкретизируются особенности слияния двух и более товариществ индивидуальных застройщиков. Учитывая, что большую практическую трудность реорганизации в форме разделения, а также то, что данная форма реорганизации может оказаться востребованной в случае утраты членами товарищества большинства в малоэтажной жилищной застройке (часть 2 проектируемой статьи 212 Кодекса), дополнение законопроекта соответствующими положениями представляется полезным с позиций будущего правоприменения.
5. В русском языке прилагательное "национальный" используется в двух значениях: общегосударственный и этнический. Очевидно, что ни одно из этих значений неприменимо в отношении проектов, инициируемых органами местного самоуправления на ограниченной территории с многонациональным населением. В этой связи указание на национальный характер проектов развития малоэтажной застройки, реализуемых органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 части 1 статьи 8 законопроекта) должно быть снято.
В целом, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать принятие в первом чтении проекта федерального закона N 388150-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий", при условии его дальнейшей доработки с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.