Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Разработка законопроекта осуществлялась в соответствии с пунктом 25 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2004 г. N 33-р.
В настоящее время в российском законодательстве нет нормативного правового акта о механизме реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных систем, а также право граждан и организаций обжаловать действия и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на ограничение их права на доступ к информации.
Основными целями законопроекта являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.
Основными принципами реализации права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации, достоверность информации, соблюдение прав и интересов третьих лиц при предоставлении информации, ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение права пользователей информации на доступ к информации.
Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, доступ к которой ограничен. К ней относятся сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, и служебная тайна.
Категории сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, относимых к служебной тайне, а также порядок отнесения указанных сведений к служебной тайне будут урегулированы федеральным законом о служебной тайне. До принятия указанного закона отнесение отдельных сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к информации, доступ к которой ограничен, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом определены способы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Законопроект детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с запросом пользователя предоставляется как в устной, так и в различных формах документированной информации, в том числе электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи.
Настоящий законопроект разработан с учетом положений федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, предусматривающей повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления через развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями.
Особенность законопроекта заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.
Законопроектом определен состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на основании которого разрабатываются и утверждаются в установленном порядке перечни информации о деятельности отдельных государственных органов, а также органов местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Периодичность размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также способы и формы ее размещения будут устанавливаться непосредственно в нормативных правовых актах государственных органов и органов местного самоуправления, утверждающих перечни. При этом законопроект устанавливает, что сроки размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с законопроектом функции по обеспечению пользователей информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
В законопроекте устанавливается, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату.
Пользователю бесплатно предоставляется информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
передаваемая в устной форме;
размещенная в средствах массовой информации либо в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и общедоступных местах;
затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности пользователя информации;
иная информация, определенная законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный Правительством Российской Федерации, и включает в себя расходы, связанные с изготовлением копий документа и (или) почтовые расходы, связанные с направлением пользователю информации.
Законопроект устанавливает порядок контроля и надзора за соблюдением права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Функции контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления возлагаются на уполномоченных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Надзор за исполнением закона государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами предлагается возложить на органы прокуратуры Российской Федерации.
Одновременно с принятием законопроекта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р), предусматривающую в качестве одной из приоритетных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, принятие настоящего законопроекта обеспечит информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления в интересах гражданского общества, будет способствовать эффективному взаимодействию органов власти и общества.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.