Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 марта 2007 г. N 3.1-111/2-1
на проект федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенный Правительством Российской Федерации
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "23" марта 2007 года.
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на создание необходимых условий и возможностей для получения гражданами и юридическими лицами информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При этом, законопроектом определяются способы и формы доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, а также требования к запросам о получении информации, сроки, порядок и процедуры рассмотрения таких запросов, общие требования к подготовке и оформлению ответов на данные запросы, основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации.
Весьма примечательными положениями данного проекта федерального закона является то, что он предполагает установление всесторонней и полной регламентации видов и перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая должна размещаться в электронной форме, - для чего предусматривается подключение информационных систем государственных органов и органов местного самоуправления к сети "Интернет", открытие официальных сайтов этих органов для неограниченного доступа, выделение адресов электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что вопросы, касающиеся реализации права граждан и юридических лиц на информацию, порядка обращения за информацией и осуществления доступа к ней, порядка получения информации, а также обжалования действий органов и должностных лиц, препятствующих ее получению, - в том числе относительно информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, - являются весьма важными и актуальными и в настоящее время в определенной степени урегулированы нормативными правовыми актами различного уровня, начиная с Конституции Российской Федерации, (где этому посвящены статьи 24 (ч. 2), 29 (чч. 4 и 5), 33, 41 (ч. 3), 42, 46 (ч. 2)). Так, именно указанными статьями Конституции непосредственно гарантированы права граждан на возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (часть 2 статьи 24), на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29), на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (статья 42).
Наряду с указанными конституционными нормами, которые затрагивают отношения, связанные с предоставлением информации или ее получением, и имеют базовый характер, такие отношения регулируются Федеральными законами от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации", Законом РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" и некоторыми другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации. (В частности, основные гарантии доступа к различной информации, - в том числе информации по вопросам деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - закреплены именно в основополагающем законодательном акте, регулирующем вопросы информационной сферы, - в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в статьях 3, 8 (часть 1) и в некоторых других его статьях)).
Вместе с тем, в настоящее время существует объективная необходимость детализации, систематизации и дальнейшего развития законодательства, касающегося информационного обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, - и в этой связи появление рассматриваемого законопроекта является своевременным шагом на пути достижения этих целей.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый законопроект N 386525-4 является альтернативным проекту федерального закона N 116219-4 "О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления", внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Рыжковым, И.Н. Морозовым, С.А. Насташевским, В.И. Черепковым. При этом, общая направленность как рассматриваемого законопроекта, так и альтернативного ему проекта федерального закона N 116219-4, предполагающая совершенствование информационных процессов, затрагивающих деятельность государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации, заслуживает поддержки, поскольку подобное совершенствование является одним из важнейших аспектов для создания эффективного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, становления и развития в России активного гражданского общества и осуществления всестороннего законодательного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
Однако концепция рассматриваемого проекта федерального закона охватывает более широкий круг вопросов, чем концепция вышеупомянутого альтернативного законопроекта N 116219-4, - поскольку не ограничивается предоставлением и получением информации только о решениях государственных и муниципальных органов, а предусматривает регулирование отношений, связанных с информационным обеспечением всей деятельности указанных органов.
Рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, действующим международным договорам Российской Федерации и в целом согласуется с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации.
В первую очередь, положения законопроекта в целом сочетаются с нормами Федерального закона от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который в настоящее время является основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения информационной сферы.
Однако, в законопроекте имеются отдельные несоответствия с действующими законодательными актами Российской Федерации.
Так, содержащееся в пункте 1 части первой статьи 1 законопроекта понятие "информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" - хотя и используется только в целях данного законопроекта, - однако не согласуется с термином "информация", изложенном в основополагающем Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и, фактически, придает иное смысловое значение определению информации вообще.
Предусмотренное в соответствии со статьями 7, 9, 10 законопроекта обязательное подключение информационных систем государственных органов и органов местного самоуправления к сети "Интернет" и формирование в связи с этим общедоступных официальных сайтов не согласуется с Федеральными законами от 9 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где такие полномочия указанных органов не установлены.
Законопроект содержит также и несколько иных - хотя и несущественных - разночтений с некоторыми другими законодательными актами Российской Федерации, (например, в статье 26 (ч. 3) этот проект необоснованно, по мнению Комитета, вторгается в сферу компетенции органов прокуратуры Российской Федерации).
Вместе с тем, указанные недочеты законопроекта не влияют на его общие содержательные достоинства и вполне могут быть устранены при подготовке данного законопроекта к рассмотрению во 2-ом чтении.
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.