Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенному Правительством Российской Федерации
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 13 февраля 2007 года N 219, пункт 71) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", внесенный Правительством Российской Федерации.
Устанавливая единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности, законопроект направлен на обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Комитет отмечает соответствие рассматриваемого законопроекта интересам населения, органов местного самоуправления, основным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Вместе с тем, отдельные нормы предусмотренные законопроектом, нуждаются в уточнении.
1. Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, "непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (часть 2 статьи 24). Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет право свободно искать и получать информацию (часть 4 статьи 29), а также право на получение информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 3 статьи 41) и о состоянии окружающей среды (статья 42).
Однако статья 9 законопроекта, устанавливая содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления размещаемой в информационных сетях, относит к таковой только "информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них" (пункт 4 части 1). Таким образом, конституционные гарантии на получение информации остаются не в полной мере конкретизированными.
2. Ни Федеральным законом, ни рассматриваемым законопроектом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления создавать свои сайты в информационно-телекоммуникационных сетях. Вместе с тем из пункта 1 части 2 статьи 13 законопроекта следует обязательность размещения информации на таких сайтах.
Представляется, что в законопроект должно быть включено указание на использование органами местного самоуправления сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях только при их наличии. Аналогичным образом не может являться обязательным для органов местного самоуправления создание "при необходимости пунктов подключения к информационно-телекоммуникационным сетям" (пункт 3 части 2 статьи 13) тем более, что критерии такой необходимости в законопроекте не определяются.
3. Следует признать наличие определенной коллизии между положениями статьи 14 законопроекта и пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона. В Федеральном законе "О средствах массовой информации" используется понятие "официальная информация". В законопроекте же говорится об информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; термин "официальная информация" не используется.
Поскольку средства массовой информации являются важнейшим каналом информирования населения о деятельности властных органов, Комитет полагает целесообразным либо дать в законопроекте определение официальной информации, либо рассмотреть возможность исключения данного понятия из Федерального закона. В последнем случае в Федеральный закон могло бы быть одновременно включено и прямое указание на полномочие органов местного самоуправления по созданию сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях. Необходимость этого связана с тем, что анализ законодательства не позволяет придти к однозначному толкованию правовой природы сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях (например, определить, являются ли такие сайты средствами массовой информации).
4. Из части 1 статьи 17 рассматриваемого законопроекта следует обязательность предоставления документов органов местного самоуправления для ознакомления в помещениях, занимаемых соответствующими органами власти. Учитывая, что далеко не все органы местного самоуправления располагают достаточными служебными площадями, данная норма должна включать возможность определения места предоставления документов и в муниципальных правовых актах.
5. При регламентации порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу (статьи 20-22), по мнению Комитета, в законопроект целесообразно включить положение о возможности прекращения переписки с гражданином (по аналогии с нормой части 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"). Это необходимо во избежание блокирования (в том числе и преднамеренного) работы органов власти путем направления массовых запросов информации, особенно учитывая, что обоснование необходимости в запрашиваемой информации в соответствии с законопроектом не требуется (пункт 3 части 1 статьи 11).
В целом, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать принятие в первом чтении проекта федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", при условии его дальнейшей доработки с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
B.C. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.