Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 марта 2007 г. N вн. 2.2-1/843
по проекту федерального закона N 390498-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному членами Совета Федерации С.М. Мироновым, С.Ю. Орловой, Ю.А. Шарандиным, Н.П. Тулаевым, А.Г. Лысковым (первое чтение)
Законопроектом предусматривается принесение членом Совета Федерации присяги. В частности предусматривается взятие членом Совета Федерации обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. При этом такое требование установлено статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации для всех должностных лиц и граждан.
Обязательство посвятить свои силы защите основных прав и свобод человека может быть расценено как отрицание или умаление не перечисленных в Конституции Российской Федерации общепризнанных прав и свобод человека (см. часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Обязательство предлагать законопроекты и одобрять федеральные конституционные и федеральные законы только соответствующие Конституции Российской Федерации также нуждается в корректировке. Согласно статье 104 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы, законопроекты вносятся в Государственную Думу. Таким образом, член Совета Федерации не предлагает законопроект, а вносит его. Следует также отметить, что исходя из статей 105 (часть 4) и 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон и федеральный закон одобряются Советом Федерации, а не членом Совета Федерации. Кроме того, необходимо отметить, что Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не предъявляет требования к члену Совета Федерации о наличии юридического образования, в связи с чем полагаем, что для соблюдения указанного обязательства необходимо предусмотреть механизм, позволяющий члену Совета Федерации оценить несоответствие законопроекта, федерального конституционного закона, федерального закона Конституции Российской Федерации.
Законопроект требует доработки с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы 20 ноября 2003 года).
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.