Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации").
Наряду с определением содержания федерального закона о федеральном бюджете, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) также регулируется порядок изменения ранее утвержденных параметров планового периода в следующем бюджетном цикле. Исходя из этого, текстовыми статьями и приложениями к законопроекту показатели федерального бюджета утверждены раздельно на 2008 год и на 2009-2010 годы, имея в виду, что показатели планового периода (2009-2010 гг.) в соответствии с требованиям Бюджетного кодекса будут уточняться при составлении и утверждении проекта федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года. Одновременно из законопроекта исключены ранее включавшиеся в ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете нормы, урегулированные на постоянной основе Бюджетным кодексом.
Статьей 184.1 Бюджетного кодекса установлены общие требования к структуре и содержанию закона (решения) о бюджете, которые применительно к федеральному бюджету конкретизированы и дополнены статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса, в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета (объем доходов, расходов и профицита или дефицита бюджета). Частью 2 статьи 199 Бюджетного кодекса применительно к федеральному бюджету этот перечень дополнен показателями объема нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта, нормативной величиной Резервного фонда, подлежащими в соответствии с требованиями, установленными главой 13.2 "Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" ежегодному утверждению федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, частью 2 статьи 199 Бюджетного кодекса к основном характеристикам федерального бюджета отнесены условно утверждаемые расходы и верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.
Все указанные параметры федерального бюджета, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении, утверждены статьей 1 законопроекта (частью 1 - на 2008 год, частью 2 - на 2009 год и 2010 год).
При этом частью 2 статьи 199 Бюджетного кодекса предусмотрено указание при утверждении основных характеристик федерального бюджета объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции. Данные параметры на соответствующие годы, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, указаны в частях 1 и 2 статьи 1 законопроекта.
К основным характеристикам федерального бюджета, рассматриваемым в первом чтении, также отнесены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не закрепленные Бюджетным кодексом, подлежащие, согласно части 2 статьи 184.1, утверждению законом (решением) о бюджете. Указанные нормативы установлены статьей 2 законопроекта и приложениями 1 - 5 к законопроекту.
Статьи 3 и 5 законопроекта определяют особенности установления и (или) администрирования отдельных видов бюджетных доходов в 2008 году, не урегулированные другими законодательными актами. Данные статьи носят переходный характер, поскольку в перспективе регулирование указанных вопросов должно будет осуществляться соответствующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса статьей 4 законопроекта утверждены приложения 6 и 7, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также закрепляемые за ними доходы и источники финансирования дефицита. Статьей 205 Бюджетного кодекса этот вопрос отнесен к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации" использование бюджетными учреждениями средств от приносящей доходов деятельности должно осуществляться на основании закона (решения) о бюджете. Соответственно, статья 6 законопроекта устанавливает общий порядок использования таких доходов федеральными бюджетными учреждениями, а также регулирует ряд связанных с ним вопросов, в том числе - использование доходов федеральных государственных загранучреждений, получаемых от разрешенных видов деятельности (с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом для расходов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации).
Центральное место в структуре законопроекта занимает статья 7, которой в соответствии с базовыми требованиями Бюджетного кодекса утверждены приложения, устанавливающие бюджетные ассигнования федерального бюджета (раздельно на 2008 год и на 2009-2010 годы) по разделам и подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов бюджета и ведомственная структура расходов федерального бюджета, а также общий объем ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.
Одновременно данной статьей утверждены специфические для федерального бюджета приложения, характеризующие финансовое обеспечение государственного оборонного заказа; федеральных целевых программ; бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включаемых в Федеральную адресную инвестиционную программу, и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Согласно статье 74 Бюджетного кодекса законом (решением) о бюджете могут быть установлены условия предоставления бюджетных средств в соответствии с устанавливаемыми соответствующими органами исполнительной власти порядками. Исходя из этого, частью 7 статьи 7 законопроекта определены виды бюджетных ассигнований (субсидии юридическим и физическим лицам, межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты), порядок предоставления которых должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Статьями 8 - 11 определены дополнительные особенности использования бюджетных ассигнований в соответствующих сферах деятельности, в том числе связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, а также конкретизированы отдельные расходные обязательства по социальному обеспечению населения, в том числе - в соответствии с требованиями Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утверждено распределение соответствующих бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации.
Статьей 12 законопроекта реализованы общие требования статьи 74 Бюджетного кодекса в отношении бюджетных инвестиций в объекты федеральной государственной собственности. При этом согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации до 1 декабря 2007 года должно утвердить порядки, необходимые для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства с установлением переходных положений на 2008-2009 годы.
В соответствии с частью 2 статьи 80 Бюджетного кодекса текстовой статьей закона (решения) о бюджете должны быть утверждены бюджетные ассигнования на взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, с указанием их объема и цели. Исходя из этого, статьей 13 законопроекта предусмотрено утверждение перечня открытых акционерных обществ для осуществления взносов в их уставные капиталы.
Статьей 14 в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса утверждено приложение на 2008 год и на 2009-2010 годы с распределением основной части межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 132 Бюджетного кодекса допускается установление распределения межбюджетных субсидий как федеральным законом о федеральном бюджете, так и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В отношении иных межбюджетных трансфертов (не отнесенных к дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенциям и межбюджетным субсидиям) требований к порядку их распределения Бюджетным кодексом не установлено. Исходя из этого, частью 2 статьи 14 законопроекта определен порядок распределения межбюджетных трансфертов, не распределенных указанными приложениями к законопроекту. Частями 3 и 4 данной статьи устанавливаются общие требования к порядкам предоставления субвенций и межбюджетных субсидий.
Статья 15 законопроекта определяет особенности перечисления в 2008 году отдельных видов межбюджетных трансфертов целевого характера бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Статьи 16 и 17 законопроекта реализуют требования Бюджетного кодекса, касающиеся установления порядка и условий предоставления бюджетных кредитов.
Статьи 18 - 25 законопроекта регулируют вопросы управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, в том числе утверждают в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации и программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Статьей 19 определен порядок выплаты в 2008-2010 годах компенсаций отдельным категориям граждан по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, а также во Внешэкономбанке.
Статьей 26 законопроекта определен перечень и особенности осуществления функций организаций, являющихся агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат населению и проведению иных операций, связанных с исполнением федерального бюджета, в статье 27 определены особенности обслуживания Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных операций участников бюджетного процесса, статьей 28 урегулирован ряд вопросов исполнения бюджета города Байконур и иных местных бюджетов.
Статьей 29 законопроекта реализованы применительно к исполнению федерального бюджета в 2008 году требования части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, которым установлен перечень оснований для внесения изменений в ходе исполнения бюджетов в показатели сводной бюджетной росписи.
Наряду с основаниями прямого действия, не требующими дополнительного законодательного регулирования, данный перечень содержит 2 основания, предполагающих конкретизацию ежегодным законом о бюджете. К ним относятся использование зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований средств и иные установленные законом (решением) о бюджете основания, связанные с особенностями исполнения бюджета и перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств.
Соответственно, перечень средств, зарезервированных в составе бюджетных ассигнований федерального бюджета, и дополнительные (не установленные Бюджетным кодексом) основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета установлены частью 2 и частью 3 статьи 29 законопроекта.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым части 15 статьи 5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведении в соответствие с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации" частью 1 статьи 29 определен особый порядок использования остатков средств федерального бюджета по состоянию 1 января 2008 года по отдельным видам бюджетных ассигнований. Указанные нормы носят переходный характер, поскольку положениями Бюджетного кодекса, вступающими в силу с 1 января 2008 года, не предусмотрено использование остатков средств на конец текущего года в очередном финансовом году сверх предусмотренных на соответствующие цели бюджетных ассигнований. При этом главным распорядителям бюджетных средств, начиная с 2008 года, предоставляется право перераспределения в ходе исполнения федерального бюджета ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом, что, наряду с возможностью заблаговременной подготовки закупок для государственных нужд и заключения трехлетних контрактов, повысит равномерность использования бюджетных средств.
Статьей 30 законопроекта, также носящей переходный характер, предлагается приостановить действие на 2008 год отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, не соответствующих полностью или частично бюджетному законодательству Российской Федерации и в силу этого препятствующих исполнению федерального бюджета в соответствии с его требованиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.