г. Москва |
N А40-124573/10-130-784 |
21.06.2011
|
N 09АП-12726/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.06.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Якутова Э.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
при участии представителей:
от заявителя:
Клячкин А.Ю. по дов. от 05.07.2010;
от ответчика:
Забазнова О.В. по дов. от 05.03.2010, уд. 189;
от третьих лиц:
1) Рубченков В.П. по дов. от 10.03.2010; Гордиенко В.В. по дов. от 03.02.2011;
2) не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вектор Инвестменс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2011 по делу N А40-124573/10-130-784 судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ООО "Вектор Инвестменс" (ОГРН 1055002704481; адрес места нахождения: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д.11, стр.44)
к Правительству Московской области
третьи лица: 1) Главархитектура Московской области, 2) Администрация сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального района Московской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Инвестменс" (далее - заявитель, общество, ООО "Вектор Инвестменс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Правительства Московской области (далее - ответчик), выразившихся в отказе включения земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Вектор Инвестментс" кадастровый номер 50:08:040231:0028, площадью 108273 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, деревня Новораково, д.44 в 330м. по направлению на север от ориентира жилого дома, в границы населенного пункта деревня Новораково Истринского района с одновременным изменением вида разрешенного использования и обязании Правительства Московской области принять решение о включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Вектор Инвестментс" кадастровый номер 50:08:040231:0028, площадью 108273 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, деревня Новораково, д.44 в 330м. по направлению на север от ориентира жилого дома, в границы населенного пункта деревня Новораково Истринского района и установлении вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального строительства малоэтажного жилищного строительства.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Правительства Московской области соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и не нарушают права и законные интересы общества в предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ООО "Вектор Инвестменс", а также взыскать с ответчика сумму государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела в порядке ст.81 АПК РФ.
Представитель третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектура Московской области) в судебном заседании также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела в порядке ст.81 АПК РФ.
Представитель третьего лица - Администрации сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционных жалоб не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, у ООО "Вектор Инвестментс" на праве собственности находится земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 108273 кв.м. с кадастровым номером 50:08:040231:0028, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, деревня Новораково, д.44 в 330м. по направлению на север от ориентира жилого дома (свидетельство о государственной регистрации права от 12.12.2007 серия 50 НВ N 035963).
ООО "Вектор Инвестментс" обратилось с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта д. Новораково Истринского района с одновременным изменением вида разрешенного использования: индивидуальное малоэтажное жилищное строительство.
На основании поступившего в Правительство Московской области заключения Главархитектуры Московской области от 16.06.2010 N 3-121; 174, в соответствии с которым земельный участок общества в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области - основными положениями градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 частично расположен в границах особо охраняемых природных территорий областного значения - прочие ключевые природные территории 08-11, Правительством Московской области было отказано в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта на основании ч.19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О ведение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно применил нормы материального права, в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства и сделал обоснованный и правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия ответчика соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Данные выводы суда соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч.1).
В соответствии с ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном данной статьей.
На основании ч.2 указанной статьи в случае необходимости изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель из одной категории в другую.
В силу ст.3 Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении из границ населенных пунктов; об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких участков в границы населенных пунктов или исключения из границ населенных пунктов, принимает Правительство Московской области.
В соответствии с подп.2 п.19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если, в том числе документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении.
Согласно ч.5 ст.3 Закона Московской области от 07.03.2007 N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития Московской области" в число задач государственной политики пространственного развития Московской области входит образование системы особо охраняемых природных территорий, в том числе природных экологических в целях сохранения форм и масштабов природопользования.
Проект схемы территориального планирования субъектов РФ до ее утверждения согласовывается с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, заинтересованными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Градостроительного кодекса РФ).
На основании ч.3 ст.14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В силу ч.3 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" законами субъектов РФ может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования с учетом требований именно данного Федерального закона.
Правительством Московской области соответствующее решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается в порядке, установленном распоряжением Губернатора Московской области от 12.05.2009 N 209-РГ "О порядке согласования проектов постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов".
Суд пришел к правильному выводу о том, что на основании упомянутого распоряжения Губернатора Московской области в целях подготовки обоснованного решения его проект подлежит направлению для согласования в органы исполнительной власти Московской области специальной компетенции, в том числе в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28 "Об утверждении положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области" Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим деятельность в сфере архитектуры и ряда направлений градостроительной деятельности.
Главархитектура Московской области, в силу пунктов 12.8, 12.15 указанного Положения осуществляет регистрацию и хранение материалов Генерального плана развития Московской области (куда включаются карты, схемы, в том числе планируемых особо охраняемых природных территорий), согласовывает и готовит заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую.
Как видно из заключения Главархитектуры Московской области от 16.06.2010 N 3-121; 174 данный орган не согласовал проект решения Правительства Московской области о включении в границы населенного пункта земельного участка, принадлежащего заявителю, по причине его частичного расположения в границах планируемых особо охраняемых природных территорий областного значения.
На основании положений ч.5 ст.3 Закона Московской области от 07.03.2007 N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития Московской области" при образовании системы особо охраняемых природных территорий областного значения исключается размещение и строительство жилых и нежилых зданий и сооружений, кроме зданий и сооружений, необходимых для организации деятельности особо охраняемых природных территорий областного значения, за пределами населенных пунктов (абз.6).
При этом одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пп.2 п.1 ст.1 ЗК РФ).
Указанные обстоятельства послужили основаниями для отказа Правительством Московской области обществу во включении участка в границы населенного пункта.
В обоснование своего отказа ответчик сослался на подп.2 п.19 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым органом исполнительной власти субъекта РФ не принимается решение о включении земельного участка в черту населенного пункта в том случае, если документами территориального планирования субъекта РФ предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении заинтересованного лица (заявитель желает осуществлять индивидуальное жилищное строительство, а соответствующая территория запланирована под особо охраняемую природную территорию Московской области).
Несостоятельными являются доводы заявителя о ненадлежащем опубликовании карты (схемы) планируемой особо охраняемой территории Московской области.
Карта (схема) планируемых особо охраняемых природных территорий Московской области является составной частью Схемы территориального планирования Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23.
При этом суд достоверно установил, что Схема территориального планирования Московской области была опубликована в официальных изданиях Правительства Московской области - в Информационном вестнике Правительства Московской области и в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
Кроме того, карта (схема) планируемых особо охраняемых природных территорий Московской области также содержится на официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. Главархитектура Московской области также на безвозмездной основе в заявительном порядке предоставляет информацию о месторасположении земельных участков на схеме территориального планирования Московской области.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Правительства Московской области, выразившиеся в отказе во включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Вектор Инвестментс", одновременно с изменением вида разрешенного использования соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При отсутствии в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемых действий нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ООО "Вектор Инвестментс" является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266-269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2011 по делу N А40-124573/10-130-784 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124573/2010
Истец: ООО "Вектор Инвестменс", ООО "Вектор Инвестментс"
Ответчик: Правительство Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Бужаровское Истринского муниципального р-на МО, Главархитектура Московской области