город Ростов-на-Дону |
дело N А53-4449/2011 |
17 июня 2011 г. |
15АП-5757/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.В. Гиданкиной, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
ликвидатор ООО "Маслопром" Срибная С.В. (паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора ООО "Маслопром" Срибной С.В.
на определение Арбитражного суда Ростовской области от 21.04.2011 по делу N А53-4449/2011 об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения
по заявлению ликвидатора ООО "Маслопром" Срибной С.В.
о признании ООО "Маслопром" несостоятельным (банкротом) как ликвидируемого должника
принятое в составе судей Тер - Акопян О.С., Хворых Л.В., Назаренко Р.М.
УСТАНОВИЛ:
Ликвидатор ООО "Маслопром" Срибная С.В. обратилась в суд с заявлением о признании ООО "Маслопром" несостоятельным (банкротом) как ликвидируемого должника.
В заявлении ликвидатор указал, что учредителем должника ЗАО "Рабочий" принято решение о ликвидации ООО "Маслопром", опубликовано сообщение о ликвидации предприятия. Как указал ликвидатор, общая сумма задолженности перед кредиторами, срок исполнения которых наступил, составляет 104 854 734,35 руб.; имеется задолженность по заработной плате в размере 147 743 руб. 39 коп. Балансовая стоимость основных средств составляет 4 183 308,15 руб. Установленная ликвидатором недостаточность имущества для расчетов с кредиторами явилась основанием для обращения с настоящим заявлением.
Определением суда от 21.04.11г. заявление оставлено без рассмотрения.
Судебный акт мотивирован тем, что принятие исполняющим обязанности конкурсного управляющего ЗАО Рабочий" Орловым М.Е. решения о ликвидации ООО "Маслопром" нельзя признать легитимным, так же как и назначение ликвидатора общества. При таких обстоятельствах, у ликвидатора не было полномочий на подписание заявления о признании ООО "Маслопром" банкротом и его подачу.
Ликвидатор ООО "Маслопром" Срибная С.В. обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять по делу новый о введении в отношении ООО "Маслопром" процедуры конкурсного производства.
В судебном заседании ликвидатор ООО "Маслопром" Срибная С.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила определение суда отменить.
От конкурсного управляющего ЗАО "Рабочий" Терентьева Д.В. поступило заявление, в котором указано, что он подтверждает ранее принятое и.о. конкурсным управляющим ЗАО "Рабочий" решение о ликвидации ООО "Маслопром".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из пункта 1.6 новой редакции устава ООО "Маслопром", утвержденного решением участника от 15.10.2009 N 1 участником общества является юридическое лицо ЗАО "Рабочий".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 7.12.2010 по делу А53-9308/2010 ЗАО "Рабочий" признан несостоятельным (банкротом); в отношении него отрыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
20.02.2011 учредителем ООО "Маслопром" - ЗАО "Рабочий" в лице и.о. конкурсного управляющего Орлова М.Е. принято решение N 1 о ликвидации ООО "Маслопром", назначении ликвидатором ООО "Маслопром" Срибной С.В.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
В соответствии со ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Статьёй 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Согласно ст. 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Маслопром" опубликовано в "Вестнике Государственной Регистрации" N 11 от 23.03.11г., тогда как ликвидатор ООО "Маслопром" Срибная С.В. обратилась в суд с настоящим заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом 21.03.11г., что подтверждено штампом канцелярии Арбитражного суда Ростовской области.
Таким образом, ликвидатор обратилась с заявлением в суд ранее опубликования сообщения о принятии решения о ликвидации ООО "Маслопром".
В нарушение п. 1 ст. 62 ГК РФ учредитель юридического лица не сообщил письменно в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Судебной коллегией исследована выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Маслопром" по состоянию на 08.06.11г., и установлено отсутствие сведений о том, что ООО "Маслопром" находится в процессе ликвидации.
Кредиторы ООО "Маслопром" о ликвидации юридического лица в порядке ст. 63 ГК РФ не извещены.
Абзацем первым пункта 2 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Судом первой инстанции правильно указано, что представленное в материалы дела решение N 1 от 20.02.2011 о ликвидации ООО "Маслопром" принято исполняющим обязанности конкурсного управляющего ЗАО "Рабочий" Орловым М.Е.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 7.12.2010 по делу N А53-9308/10 до утверждения кандидатуры конкурсного управляющего ЗАО "Рабочий" временно исполнение обязанностей конкурсного управляющего было возложено на временного управляющего Орлова М.Е. с обязанием его провести собрание кредиторов должника по вопросу выбора кандидатуры конкурсного управляющего или саморегулируемой организации .
Таким образом, пределы полномочий исполняющего обязанности конкурсного управляющего ЗАО "Рабочий" Орлова М.Е. были установлены судебным актом и определялись целями проведения собрания кредиторов для выбора кандидатуры конкурсного управляющего или саморегулируемой организации.
Как следует из названного решения суда, других задач перед исполняющим обязанности конкурсного управляющего не ставилось и иными полномочиями он не наделялся.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие исполняющим обязанности конкурсного управляющего ЗАО Рабочий" Орловым М.Е. решения о ликвидации ООО "Маслопром" нельзя признать законным, так же как и назначение ликвидатора общества. При таких обстоятельствах, у ликвидатора не было полномочий на подписание заявления о признании ООО "Маслопром" банкротом и его подачу.
В соответствии с п. 7 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.
Из материалов дела следует, что определением суда от 22.02.11г. по делу А53-9308/2010 утвержден конкурсным управляющим ЗАО "Рабочий" Терентьев Д.В.
В суд апелляционной инстанции от конкурсного управляющего ЗАО Рабочий" Терентьева Д.В. поступило письмо, в котором он указал, что подтверждает ранее принятое и.о. конкурсным управляющим Орловым М.Е. решение N 1 от 20.02.11г. о ликвидации ООО "Маслопром".
Указанное письмо не принимается судебной коллегией, поскольку Терентьев Д.В. не представил решение собрания кредиторов ЗАО "Рабочий" о порядке распоряжения 100% долей в уставном капитале ООО "Маслопром", принадлежащей ЗАО "Рабочий", которая, является конкурсной массой предприятия банкрота ЗАО "Рабочий".
Решения, принимаемые единолично конкурсным управляющим без согласования с собранием кредиторов выходят за пределы полномочий управляющего, поскольку, по сути являются формой распоряжения конкурсной массой ЗАО "Рабочий" без согласования с кредиторами.
Таким образом, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
В случае если кредиторами ЗАО "Рабочий" будет принято решение о ликвидации ООО "Маслопром", после этого будет принято надлежащее решение и соблюдена процедура, предусмотренная ст. ст. 61-63, 65 ГК РФ, заявление о признании общества банкротом при наличии соответствующих признаков может быть подано уполномоченным лицом.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ростовской области от 21 апреля 2011 г.. по делу N А53-4449/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4449/2011
Должник: ООО "Маслопром"
Кредитор: ликвидатор ООО Маслопром Срибная Снежана Вячеславовна, Срибная Снежана Вячеславовна
Третье лицо: ООО "Маслопром", учредитель ЗАО "Рабочий" в лице и. о. КУ Орлова М. Е., "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Развитие", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Ростовской области, МИФНС N8 по Ростовской области, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Развитие", Управление Росреестра, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Шевченко Валентина Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13459/11
05.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13459/11
26.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5189/11
17.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5757/11
21.04.2011 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4449/11