Положение ЦБР от 22 апреля 1997 г. N 436
"О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств"
(утверждено приказом ЦБР от 22 апреля 1997 г. N 02-193)
На основании пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. Банк России устанавливает следующий порядок выдачи разрешений на открытие и ведение счетов представительств юридических лиц - резидентов Российской Федерации для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств.
I. Основные понятия
В настоящем положении используются основные понятия в следующих значениях:
1.1. Представительство - представительство юридического лица-резидента, находящееся за пределами Российской Федерации.
1.2. Банк-нерезидент - банк в стране места нахождения представительства, в котором открывается счет для оплаты расходов на содержание представительства юридического лица-резидента.
1.3. Валютный счет за границей - счет в иностранной валюте, открываемый юридическим лицом - резидентом в банке-нерезиденте по месту нахождения его представительства за границей в целях оплаты расходов на содержание представительства.
1.4. Смета - смета расходов на содержание представительства, составляемая на один год в соответствии с установленным законодательством порядком и утверждаемая полномочным органом юридического лица - резидента.
1.5. Территориальные учреждения (ТУ) - Главные территориальные управления (Национальные банки) Центрального банка Российской Федерации.
1.6. Разрешение - разрешение на открытие валютного счета за границей, выдаваемое Территориальным учреждением юридическому лицу - резиденту.
II. Общие положения
2.1. В целях оплаты расходов на содержание представительства юридическое лицо - резидент, имеющее валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации, может открыть валютный счет в банке-нерезиденте или в филиале российского уполномоченного банка за границей.
Такие валютные счета используются исключительно в целях оплаты расходов на содержание представительств за границей, если иное не разрешено Банком России.
2.2. Не допускается проведение юридическими лицами - резидентами расчетов по коммерческим операциям, а также осуществление расходов по операциям, не предусмотренным сметой, с использованием валютных счетов за границей.
2.3. Средства на валютные счета за границей в пределах сметы переводятся с текущих валютных счетов юридических лиц - резидентов, учредивших представительства, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации.
Юридические лица - резиденты имеют право приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки Российской Федерации для перевода на валютные счета за границей для оплаты расходов на содержание представительств.
2.4. Операции по валютным счетам за границей отражаются в бухгалтерском учете юридических лиц - резидентов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
III. Операции, проводимые по валютным счетам за границей, открываемым в соответствии с разрешениями
3.1. На валютный счет за границей могут зачисляться:
а) средства в иностранной валюте, переводимые с текущих валютных счетов юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации в пределах, установленных сметой;
б) неиспользованная наличная иностранная валюта, ранее снятая со счета;
в) проценты, начисляемые банком-нерезидентом на остаток средств на счете;
г) средства, ранее ошибочно списанные со счета.
3.2. С валютного счета за границей могут списываться:
а) средства на содержание представительства (коммунальные платежи, аренда помещений, транспорт и т.д.);
б) средства, снимаемые наличными для выплаты заработной платы, для оплаты расходов, связанных с командированием сотрудников юридического лица - резидента по территории страны местонахождения представительства и за ее пределами, а также для оплаты иных расходов, предусмотренных сметой;
в) суммы, переводимые на текущий валютный счет юридического лица - резидента в уполномоченном банке Российской Федерации;
г) средства, ранее ошибочно зачисленные на счет;
д) банковские расходы по ведению счета.
3.3. Не допускается снятие с валютных счетов за границей наличных средств на иные цели, кроме предусмотренных сметой.
IV. Порядок выдачи разрешений
4.1. Разрешения на открытие и ведение валютных счетов за границей выдаются Территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации юридического лица.
В случаях, если представительство создается юридическими лицами - резидентами для проведения по валютным счетам за границей расчетов по операциям, не являющимся операциями по содержанию представительств, разрешения выдаются Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.
4.2. Основанием для открытия валютных счетов за границей является договор банковского счета, заключаемый между юридическим лицом - резидентом и банком-нерезидентом.
Заключать договор банковского счета юридическое лицо-резидент имеет право только при наличии у него соответствующего разрешения.
4.3. В разрешении указываются реквизиты уполномоченного банка, в котором открыт валютный счет юридического лица - резидента, с которого осуществляются переводы средств в иностранной валюте на валютный счет за границей.
4.4. Для получения разрешения юридическому лицу - резиденту, учредившему представительство за границей, необходимо представить в адрес ТУ следующие документы:
- заявления на получение разрешения на имя начальника соответствующего ТУ Банка России;
- заверенные нотариально копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации юридического лица-резидента;
- справку из уполномоченного банка, в котором открыт валютный счет юридического лица - резидента, о наличии валютного счета и об отсутствии нарушений валютного законодательства при проведении операций по счету;
- справку из налогового органа по месту регистрации заявителя в Российской Федерации в качестве налогоплательщика об отсутствии у заявителя задолженности по расчетам с бюджетом;
- справку из государственного органа по статистике о присвоении кодов;
- решение высшего руководящего органа заявителя о создании представительства за границей;
- копию положения о представительстве;
- смету, утвержденную уполномоченным органом юридического лица - резидента;
- проект договора банковского счета.
В случае возникновения в процессе работы с документами вопросов, касающихся юридического статуса представительства, а также возможных нарушений валютного законодательства ТУ вправе затребовать дополнительную информацию и документы.
Разрешению присваивается идентификационный номер (описание идентификационных номеров дано в Приложении N 2).
При подаче заявления на получение разрешения юридическое лицо - резидент и ТУ заполняют Раздел 1 "Карточки учета разрешения на совершение капитальной операции и открытие счета в иностранном банке", а при оформлении разрешения - Раздел II указанной Карточки учета разрешения (Приложение N 1).
Оригинал заполненной Карточки учета разрешения хранится в ТУ, выдавшем разрешение. Копия карточки учета разрешения направляется в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России в электронном виде по каналам связи в срок не более двух недель с даты выдачи соответствующего разрешения.
4.5. Основаниями для отказа в выдаче разрешения ТУ являются:
- несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
- наличие фактов нарушения заявителем валютного законодательства Российской Федерации;
- наличие у юридического лица - резидента задолженности по расчетам с бюджетом (в данном случае рассмотрение заявления в ТУ откладывается до погашения заявителем задолженности с письменным уведомлением об этом заявителя либо получения им разрешения Госналогслужбы России на отсрочку погашения задолженности).
4.6. ТУ Банка России рассматривает заявления юридических лиц - резидентов на выдачу разрешений на основании анализа представленных заявителем документов. Срок рассмотрения заявлений составляет не более 30 дней с момента регистрации заявлений в ТУ.
В случае представления неполного комплекта документов или неправильно оформленных документов, равно как и в случае необходимости запроса дополнительных документов или информации, касающейся деятельности юридического лица - резидента или его представительства, ТУ в течение 10 рабочих дней от даты регистрации заявления направляет в адрес заявителя запрос дополнительных документов.
В этом случае срок рассмотрения заявления продлевается на 30 рабочих дней от даты представления последнего документа, указанного в запросе ТУ.
По истечении указанного срока ТУ обязано выдать разрешение или направить в адрес заявителя мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Образец разрешения представлен в Приложении N 3 к настоящему Положению.
4.7. Юридическое лицо - резидент представляет в уполномоченный банк оригинал и копию разрешения. На последнем листе оригинала разрешения уполномоченным банком ставится отметка о принятии разрешения к исполнению, заверенная подписями должностных лиц и скрепленная печатью банка.
Оригинал разрешения с отметкой уполномоченного банка о принятии к исполнению возвращается юридическому лицу-резиденту.
Копия разрешения находится в уполномоченном банке, осуществляющем переводы средств с валютного счета юридического лица - резидента в течение всего срока действия разрешения.
Срок действия разрешения составляет три года с даты выдачи (с даты регистрации исходящего письма о выдаче разрешения в ТУ) при соблюдении резидентом условий разрешения и валютного законодательства Российской Федерации. Разрешение продлевается на три года путем выдачи ТУ дополнения к ранее выданному разрешению.
Дополнение к разрешению о продлении срока его действия на три года выдается в срок не более тридцати дней с даты регистрации в ТУ заявления юридического лица - резидента при отсутствии фактов нарушения им условий разрешения и законодательства Российской Федерации.
4.8. В случае закрытия счета в уполномоченном банке, принявшем разрешение к исполнению, а также в случае закрытия валютного счета за границей и открытия соответствующих счетов в другом уполномоченном банке и/или банке-нерезиденте, юридическое лицо - резидент обязано в 10дневный срок представить в ТУ заявку на выдачу дополнения к разрешению. В заявке указываются причины закрытия счетов и реквизиты уполномоченного банка и/или банка-нерезидента. ТУ оформляет дополнение к разрешению, содержащее реквизиты банков, открывающих соответствующие счета.
V. Порядок представления отчетности, аннулирования и отзыва разрешения
5.1. Юридическое лицо-резидент ежеквартально (не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет в адрес ТУ подписанный главой представительства и заверенный руководителем и главным бухгалтером "Отчет о состоянии счета представительства в банке-нерезиденте", приведенный в Приложении N 4.
5.2. По окончании деятельности представительства валютный счет за границей закрывается, остаток по счету переводится на текущий валютный счет резидента в уполномоченном банке Российской Федерации в течение 30 рабочих дней с даты документа, являющегося основанием для закрытия представительства.
Оригинал разрешения ТУ представляется резидентом в ТУ с отметкой уполномоченного банка о прекращении операций по разрешению.
Разрешение аннулируется ТУ с письменным уведомлением об этом юридического лица - резидента.
Средства, полученные от реализации имущества представительства, переводятся на счета юридического лица - резидента в уполномоченных банках Российской Федерации не позднее 180 дней с даты документа, являющегося основанием для закрытия представительства.
5.3. Разрешение может быть отозвано выдавшим его Территориальным учреждением или Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России в следующих случаях:
- если разрешение было выдано на основании неполных или недостоверных сведений;
- в случае установления фактов нарушения юридическим лицом - резидентом условий разрешения, а также нарушений им условий настоящего Положения;
- в случае вступления в силу решения суда о признании юридического лица - резидента несостоятельным (банкротом);
- непредставления или несвоевременного представления юридическим лицом - резидентом отчетности по разрешению или иной информации, связанной с проведением операций по валютному счету за границей, затребованной выдавшим разрешение ТУ или Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.
5.4. При отзыве разрешения проведение операций по валютному счету за границей приостанавливается до устранения причин отзыва разрешения.
В этом случае ТУ направляет уведомление об отзыве разрешения в адрес юридического лица - резидента, а также в адрес уполномоченного банка с указанием о приостановлении переводов средств на валютные счета за границей.
5.5. Вопрос о возобновлении действия ранее отозванного разрешения рассматривается выдававшим разрешение ТУ на основании представления юридическим лицом - резидентом в адрес ТУ заявления и документов, подтверждающих устранение причин, явившихся основанием для отзыва разрешения. Срок рассмотрения заявления на возобновление действия разрешения - 3 месяца с даты регистрации в ТУ заявления и указанных выше документов.
Первый заместитель |
А.А. Хандруев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ ЦБР от 22 апреля 1997 г. N 02-193 "О введении в действие Положения Банка России "О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами - резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств"
Текст приказа опубликован в "Вестнике Банка России" N 25(188) от 30 апреля 1997 г., в газете "Бизнес и банки", N 22, май 1997 г., в газете "Экономика и жизнь", 1997, N 21, в Еженедельнике официальной информации "Курьер", 1997, N 15, в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", 1997 г., N 9, в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 1, 1998 г.
Указанием ЦБР от 16 октября 2002 г. N 1198-У настоящее Положение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание ЦБР от 22 февраля 2000 г. N 747-У