г. Владивосток |
Дело |
24 июня 2011 г. |
N А51-15544/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края: Мозжерина Я.Г., доверенность от 18.11.2010 N 2350 сроком действия на 1 год, удостоверение N 223;
от администрации Приморского края: Мозжерина Я.Г., доверенность от 06.10.2010 N 11-25/6880 сроком действия на 1 год, удостоверение N 223;
от ООО "Антор": Гареева М.А., доверенность от 14.06.2011 сроком действия на 1 год, паспорт;
от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края: Кривеня Н.А., протокол заседания межведомственной комиссии от 13.10.2010 N 11, удостоверение N 118;
департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Антор"
апелляционное производство N 05АП-3014/2011
на решение от 17.03.2011
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-15544/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Антор" (ИНН 2536197987, ОГРН 1082536001096)
к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, администрации Приморского края
третьи лица: Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края
о признании действий незаконными
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Антор" (далее - заявитель, ООО "Антор", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) к администрации Приморского края и Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края (далее - межведомственная комиссия) о признании незаконными действий межведомственной комиссии, выразившихся в отклонении заявки общества о привлечении иностранных работников, оформленных протоколом заседания межведомственной комиссии N 10 от 25.06.2010 и протоколом заседания N 10/1 от 25.06.2010, и обязании администрацию Приморского края в лице межведомственной комиссии удовлетворить заявку общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края (далее - Управление занятости).
Решением от 17.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал, что межведомственная комиссия сделала обоснованный вывод о наличии возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.03.2011, ООО "Антор" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Общество указывает на то, что обращалось в КГУ ЦЗН г. Владивостока за содействием в подборе необходимых работников. В связи с этим считает не соответствующим действительности явившуюся основанием к отказу в удовлетворении заявки общества ссылку межведомственной комиссии и суда на то, что общество не воспользовалось возможностью укомплектования рабочих мест за счет российских работников.
Также заявитель ссылается на нарушение межведомственной комиссией процедуры принятия оспариваемого решения и процедуры уведомления работодателей, установленных Правилами N 783 от 22.02.2006, поскольку в письме Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края от 05.07.2010 N 25-02-35/1504 указано, что заявка общества на привлечение иностранных работников в 2011 году отклонена как не прошедшая согласование с департаментом градостроительства Приморского края. При этом данное обстоятельство не является законным основанием к отказу в удовлетворении заявки и ссылка на него отсутствует в протоколе межведомственной комиссии от 25.06.2010 N 10/1 и приложении N 4 к нему.
Департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "Антор" поддержало доводы апелляционной жалобы.
Представитель межведомственной комиссии в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, ссылается на отрицательные заключения департамента лицензирования и торговли Приморского края, Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, Государственной службы занятости населения Приморского края, информацию Государственной инспекции труда в Приморском крае.
Администрация Приморского края в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу также с доводами жалобы не согласна, решение суда считает законным и обоснованным.
Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края поддержало позицию межведомственной комиссии и администрации.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
28.04.2010 ООО "Антор" обратилось в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год. Согласно заявке иностранные работники необходимы обществу для замещения следующих должностей: товаровед - 25 человек, кладовщик - 15 человек, администратор зала - 10 человек. Страна, из которой предусматривается привлечение работников, - Вьетнам, код деятельности 55.3 - деятельность ресторанов и кафе. Заявка общества зарегистрирована и направлена в межведомственную комиссию на рассмотрение.
На заседании межведомственной комиссии 25.06.2010 заявка общества рассмотрена и отклонена в связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации. Результаты заседания межведомственной комиссии оформлены протоколами N 10 и N 10/1 от 25.06.2010.
Письмом от 05.07.2010 N 25-02-35/1504 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило общество об отклонении его заявки в связи с отсутствием согласования департамента лицензирования и торговли Приморского края.
Посчитав действия межведомственной комиссии по отклонению заявки незаконными и нарушающими его права и законные интересы, общество по обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указанный федеральный закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально - экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила N 783).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 783 межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 18 Правил N 783).
В Приморском крае постановлением Губернатора Приморского края от 22.12.2006 N 784 функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Главное управление по труду и занятости населения по Приморскому краю.
Постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 N 40-пг создана межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, утверждено Положение о межведомственной комиссии и её состав.
Решением межведомственной комиссии, оформленным протоколом N 10/1 от 25.06.2010 с приложением N 4, отклонена заявка ООО "Антор" в привлечении иностранных работников в 2011 году.
Об указанном решении общество уведомлено Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края письмом от 05.07.2010 N 25-02-35/1504.
Коллегия соглашается с доводом заявителя, что указание в письме от 05.07.2010 N 25-02-35/1504 на то, что заявка отклонена как не прошедшая согласование с департаментом лицензирования и торговли Приморского края, не предусмотрено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ как основание к отклонению заявки.
Однако данное письмо носит только уведомительный характер. В связи с этим коллегией отклоняется доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении межведомственной комиссией процедуры принятия оспариваемого решения и процедуры уведомления работодателей, установленных Правилами N 783.
Непосредственно обжалуемым обществом решением, принятым межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заявки общества, является протокол N 10/1 от 25.06.2010 с приложением N 4 к нему, согласно выписке из которого основанием к отклонению заявки послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
В связи с этим коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры рассмотрения заявки и уведомления общества о принятом решении.
Как обоснованно установлено судом из материалов дела, Управлением государственной службы занятости населения Приморского края был проведен анализ укомплектования рабочих мест, на которые предполагалось привлечение иностранной рабочей силы за счет внутренних трудовых ресурсов и граждан, ищущих работу, в том числе из других субъектов Российской Федерации. При этом было выявлено, что не все работодатели использовали возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет российских граждан. Кроме того, Управлением установлено, что работодатели, предполагающие привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году, заявили необоснованно завышенную потребность.
При этом в силу положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, Правил "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, приоритетным является использование национальных трудовых ресурсов, с учетом ситуации на рынке труда.
Как установлено материалами дела общество обращалось в Центр занятости населения в 2010 году за привлечением работников по ряду специальностей, в том числе потребности заявителя составили: кладовщик - 9 человек, администратор - 11 человек, что меньше, чем указано в заявке от 28.04.2010 о привлечении иностранной рабочей силы.
Впоследствии общество отказалось от государственной услуги в подборе необходимых работников.
Доказательства того, что общество обращалось в Центр занятости с заявкой о наличии вакантных рабочих мест по специальности "товаровед", в материалах дела отсутствуют.
На основании заключений Управления государственной службы занятости населения Приморского края от 20.05.2010 N 30-Т-6/2211 и от 11.03.2010 N 30-Т-6/1110 Федеральной миграционной службой обществу выданы разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в том числе по специальностям "кладовщик" 5 человек, из них - 2 человека на срок с 29.08.2010 по 28.025.2011 (разрешение N 25001980), 3 человека на срок с 29.10.2010 по 28.10.2011 (разрешение N 25001973), "администратор" - 4 человека, из них - 2 человека на срок с 29.10.2010 по 28.10.2011 (разрешение N 25001973), 2 человека на срок с 29.12.2010 по 28.12.2011 (разрешение N 25001989).
Кроме того, согласно выписке о хозяйствующем субъекте, состоящем на учете в Управлении занятости, сформированной на 14.02.2011, вышеназванные специалисты привлечены для осуществления хозяйственной деятельности по оптовой торговле через агентов, в то время как фактически общество осуществляет торговую деятельность в общественно-торговом центре "Бачурин" по адресу: г. Владивосток, ул. Баляева, 35 (договоры аренды N 123 от 29.12.2010, N 124 от 29.12.2010, договор субаренды нежилых помещений) и в заявке общества от 28.04.2010 в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год деятельность, для которой планируется привлечение иностранных работников, также указана как деятельность ресторанов и кафе.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество обращалось в Управление занятости с заявками о наличии вакантных мест по специальностям "кладовщик" и "администратор зала" для привлечения российских граждан для работы в ресторане или кафе, и Управление занятости дало положительное заключение по данному обращению.
Доказательства других обращений общества в КГУ ЦЗН г. Владивостока, относящихся к 2011 году, для оценки обоснованности утверждения о наличии потребности в иностранной рабочей силе, в материалах дела отсутствуют, равно как и нет сведений об обращении в службу занятости с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе и невозможности реализации такой возможности в связи с отказом центра занятости.
При этом согласно письму Управления государственной службы занятости по Приморскому краю от 15.06.2010 N 30-т-6/2600а межведомственной комиссией учтено, что по запрашиваемым заявителем специальностям имеются безработные граждане Российской Федерации. Так, по состоянию на 01.06.2010 на учете в службе занятости населения состояли: по профессии "администратор зала" - 51 человек, "кладовщик" - 309 человек, "товаровед" - 64 человека. Общая численность безработных граждан составила 33446 человек.
Наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания Правил "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, является самостоятельным основанием для принятия межведомственной комиссией решения об отклонении заявки на привлечение иностранных работников.
Доводы заявителя об удовлетворении других заявок работодателей при тех же условиях не относятся к предмету настоящего спора.
Также коллегия считает, что протоколом заседания межведомственной комиссии от 25.06.2010 N 10 не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в нем какое-либо решение в отношении ООО "Антор" не принималось.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.03.2011 по делу N А51-15544/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15544/2010
Истец: ООО "Антор"
Ответчик: Администрация Приморского края, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории ПК, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края
Третье лицо: Департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края, Управление по координации правоохранительной деятельности ПК, Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3014/11