г. Саратов |
Дело N А12-8891/2010 |
"24" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, Волгоградская область, г.Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "07" апреля 2011 года по делу N А12-8891/2010 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", Волгоградская область, г.Волжский,
к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волгоградская область, г.Волжский,
о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании:
Администрации - Серебрякова Н.С., действующая на основании доверенности от 01.12.2010 N 110-Д,
ООО "Шеврон-Авто" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" (далее - ООО "Шеврон-Авто", Общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным отказа Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация) в предоставлении земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "28" июня 2010 года признано незаконным решение Администрации городского округа - город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки как несоответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию городского округа - город Волжский осуществить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а именно осуществить выбор земельного участка и принять в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 г.. о выделении земельного участка площадью 50 000 кв.м., расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от "01" октября 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от "27" декабря 2010 года решение Арбитражного суда Волгоградской области от "28" июня 2010 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от "01" октября 2010 года отменены, дело N А12-8891/2010 направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции решением от "07" апреля 2011 года удовлетворил заявленные Обществом требования: признал незаконным решение Администрации городского округа - город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010 г.., об отказе в предоставлении ООО "Шеврон-Авто" земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки, как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса РФ.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию городского округа - город Волжский: осуществить выбор земельного участка в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, пункта 2, пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ; принять решение в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ по заявлению ООО "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 г.. о выделении земельного участка, расположенного по ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки.
Кроме того, суд взыскал с Администрации Волгограда в пользу ООО "Шеврон-Авто" расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Администрация Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
ООО "Шеврон-Авто" просит в жалобе отказать.
ООО "Шеврон-Авто" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 97723 8 о вручении корреспонденции). Общество заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2009 года ООО "Шеврон-Авто" обратилось в Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением N 17 о предоставлении земельного участка площадью приблизительно 50 000 кв.м., расположенного на ул. Карбышева между проезжей частью дороги и городским военным комиссариатом г. Волжского для строительства магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей и автомойки. К заявлению приложены примерная схема участка, свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (т.1, л. д. 23, 24).
Письмом от 29.01.2010 г.. Администрация городского округа город Волжский отказала Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в связи с отсутствием проекта планировки данной территории (т.1, л.д.25).
ООО "Шеврон-Авто" не согласилось отказом Администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, указал, что правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта отсутствуют. Ответчиком не представлено доказательств отсутствия возможности формирования в дальнейшем испрашиваемого земельного участка в отсутствие документов о планировке данной территории
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение судом первой инстанции вынесено без учета норм земельного законодательства, а так же позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, и указаний ФАС Поволжского округа по настоящему делу.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обоснован положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области от 21.11.2008 N 1786-ОД, пункта 1.2.5. Городского положения от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Положениями статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Исходя из совокупного правового толкования положений названных норм права, и части 2 статьи 31 ЗК РФ, следует вывод, что при осуществлении процедуры выбора земельного участка необходимо учитывать наличие документации планировки и межевания территории.
Кроме того, земельное и градостроительное законодательство в соответствии с частью 1 статьи 2 ЗК РФ и статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области установлено, что предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.
Постановлением Волжской городской Думы от 09.10.2009 N 68/4 утверждено городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Согласно п.3.2.3 Правил в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускалось.
Ссылка суда на постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 сентября 2010 г. N 20/1, которым в Городское Положения от 15.10.2009 N 480-ВГД "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" внесены изменения в абзац 2 пункта 3.2.3, из которого были исключены нормы, касающиеся не предоставления земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории, является неправомерной, поскольку, как указывает сам суд первой инстанции, данные изменения опубликованы 12.10.2010., в то время как оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении ООО "Шеврон-Авто" земельного участка выражено в письме от 29.01.2010 г..
Следовательно, на момент спорных правоотношений действующее законодательство, как Волгоградской области, так и городского округа - город Волжский содержало норму, не противоречащую нормам земельного и градостроительного законодательства, запрещающую предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости в наличии проекта планировки территории для осуществления строительства объекта признан апелляционным судом ошибочным, не соответствующим требованиям действующего законодательства на момент спорных правоотношений.
Кроме того, Земельный кодекс РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В соответствии с Городским Положением "Генеральный план городского округа-город Волжский Волгоградской области (основные положения о территориальном планировании) от 15.12.2007 г.. N 274-ВГД. испрашиваемый земельный участок подпадает в функциональную зону центра города и главных общественных центров, а также в зону городских парков, скверов и бульваров. Кроме того, Генпланом запланировано разделение указанных зон местным проездом для автотранспорта.
Частью II Городского положения "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 N 480-ВГД определено территориальное зонирование городского округа - город Волжский. Согласно пункту 8.2. в составе общественно-деловых зон выделена, в том числе зона "ОД-2" - общественно-деловой застройки административного центра районного уровня. В соответствии с пунктом 9.3.3. зона зеленых насаждений общего пользования расположена на территориях градостроительных зон "Р-2" - зона для активного отдыха на территориях зеленых насаждений общего пользования.
Свободная территория площадью 50 000 кв.м. в зоне общественных центров отсутствует, что подтверждается Генеральным планом городского округа г.Волжский.
Согласно таблице N 1 раздела 11 Правил землепользования и застройки зона Р-2 не предназначена для строительства объектов, указанных истцом в заявлении о предоставлении земельною участка. Разрешенными видами использования для этой зоны являются следующие объекты капитального строительства: магазины общей площадью до 100 кв.м. предприятия питания, спортивные здания и сооружения, спортплощадки, стадионы, парки развлечении, научные и опытные станции.
Таким образом, в нарушение положений статьи 85 ЗК РФ испрашиваемый заявителем земельный участок находится в разных территориальных зонах. При этом в зоне "Р-2" не возможно размещение указанных в заявлении Общества объектов.
Более того, как указано выше, Генпланом запланировано разделение указанных зон местным проездом для автотранспорта, который будет являться территорией общего пользования (т.2, л.д. 93).
Кроме того, в заявлении Обществом не указано право, на котором заявитель просит предоставить земельный участок (т.1, л.д. 23).
На основании изложенного, решение Администрации городского округа - город Волжский, выраженное в письме от 29.01.2010 г.., об отказе в предоставлении ООО "Шеврон-Авто" земельного участка для строительства объекта, является законным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд первой инстанции в качестве восстановления нарушенного права обязал Администрацию городского округа - город Волжский:
- осуществить выбор земельного участка в соответствии с требованиями подпунктом 1 п.5 ст. 30 ЗК РФ, п.2, п.5 ст.31 Земельного кодекса РФ;
- обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении выбранного земельного участка в соответствии с требованиями п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ;
- принять решение в порядке п.6 ст.31 Земельного кодекса РФ по заявлению ООО "Шеврон-Авто" от 20.12.2009 г.. о выделении земельного участка.
При этом судом не учтено следующее.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Указанное толкование правовых норм изложено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Однако в данном случае суд обязал Администрацию осуществить выбор земельного участка, в том числе и в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ, согласно которому результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, конкретному лицу без учета того, что по итогам информирования населения могут появиться как возражения против размещения конкретного объекта, так и заявления заинтересованных лиц о получении того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 апреля 2011 года по делу N А12-8891/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", Волгоградская область, г. Волжский, в удовлетворении заявленных требований.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8891/2010
Истец: ООО "Шеврон-Авто"
Ответчик: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6956/12
28.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
24.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9133/11
24.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3809/11
27.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
06.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5094/11
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-8891/2010