27 июня 2011 г. |
Дело N А55-20925/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Камскова Е.М., доверенность от 12.05.2011 г. N 8964,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2011 года по делу N А55-20925/2010 (судья Бойко С.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Козырева Сергея Михайловича (ОГРН 304636735900012), Самарская обл., Волжский район, с. Черноречье,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Козырев Сергей Михайлович (далее - заявитель, ИП Козырев С.М., Предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - первый ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - второй ответчик, Росимущество), с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия в Самарской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату по заявлению от 11.03.2010 г. (вх. N 14/173), с учетом заявлений о приобщении дополнительных документов от 07.05.2010 г., 19.05.2010 г., от 09.07.2010 г.; об обязании ТУ Росимущества в Самарской области и Росимущество в месячный срок вынести решение о предоставлении заявителю в собственность за плату (по цене, устанавливаемой в размере 10-кратного размера ставки земельного налога) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Советская, участок N 37А, площадью 550 кв.м., кадастровый номер 63:17:0802007:93, отнесенного к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для магазина.
Решением суда первой инстанции от 07 февраля 2011 года заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении за плату в собственность ИП Козырева С.М. земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Советская, участок N 37А, площадью 550 кв.м., кадастровый номер 63:17:0802007:93. Суд обязал ответчиков по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Козырева С.М. путем принятимя решения о предоставлении в собственность заявителя вышеуказанного земельного участка и направления ему проекта договора купли-продажи.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что, учитывая отсутствие у ТУ Росимущества в Самарской области полномочий на самостоятельное принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность физических и юридических лиц, а поручения Росимущества относительно спорного земельного участка в адрес Территориального управления до настоящего времени не поступало, ТУ Росимущества в Самарской области не совершено бездействие, нарушающее права и законные интересы ИП Козырева С.М.
Представитель первого ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - нежилое одноэтажное здание - мини-магазин площадью 32,20 кв.м., Литера А, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Черноречье, ул. Советская, д. 37а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2005 г. серии 63-АБ N 849708 (т. 1 л.д. 21)
11.03.2010 г. ИП Козырев С.М. в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратился в адрес первого ответчика с заявлением N 14/173 о предоставлении ему в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Самарская область. Волжский район, с. Черноречье, ул. Советская, 37А, площадью 550 кв.м., кадастровый номер 63:17:0802007:93 (т. 1 л.д. 8).
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", включая кадастровый паспорт земельного участка.
14.04.2010 г. ТУ Росимущества в Самарской области письмом N 14/173 предложило заявителю представить дополнительно следующие документы: нотариально заверенную копию доверенности; кадастровый паспорт земельного участка, содержащий актуальные сведения о его кадастровой стоимости; платежное поручение об уплате арендной платы за пользование земельным участком.
Соответствующие документы были предоставлены ИП Козыревым С.М. в ТУ Росимущества в Самарской области 07.05.2010 г.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 30.06.2010 г. N 14/173 указало, что в новых 3-х экземплярах кадастрового паспорта (в строке 4 раздела В.1) отсутствует информация о предыдущем кадастровом номере земельного участка.
09.07.2010 г. Предпринимателем представлен кадастровый паспорт земельного участка от 02.10.2009 г. N 63-00-102/09-423447 в оригинале с приложением двух нотариально заверенных копий.
Письмом от 13.09.2010 г. N 14/173 ТУ Росимущества в Самарской области направило пакет документов в Росимущество.
Между тем решение о продаже заявителю земельного участка в установленный законом срок ответчиками принято не было, что и послужило поводом для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На основании п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ответчиками обращения ИП Козырева С.М. о предоставлении ему в собственность земельного участка в установленный законом срок не рассмотрели и решения по ним не приняли.
Довод ТУ Росимущества в Самарской области об отсутствии у него полномочий распоряжения земельными участками обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Таким образом, ответчики являются уполномоченными органами по решению вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
При этом внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных ст. 36 Земельного кодекса РФ прав Предпринимателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2010 г. по делу N А72-2688/2010.
Поскольку ответчиками оставлено без ответа обращение заявителя, то ими проявлено бездействие, которое не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принял решение о признании его незаконным.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2011 года по делу N А55-20925/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20925/2010
Истец: ИП Козырев Сергей Михайлович
Ответчик: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8300/11
27.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5902/11
14.04.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3135/11
07.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20925/10