28 июня 2011 г. |
Дело N А55-26842/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Шамилина Елена Юрьевна, доверенность от 13.05.2011 года N 808,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский Павел Евгеньевич, доверенность от 24.12.2010 года N 12-7270,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2011 года по делу N А55-26842/2010 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - открытое акционерное общество "Волгабурмаш", г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 14.09.2010 г.. N 01/237/2010-322 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (Н1), площадью 202, 30 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Бакинская, 22А (2-й этаж, комнаты N N 27-40), обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (Н1), площадью 202, 30 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Бакинская, 22а (2-й этаж, комнаты N N 27-40).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что вывод Управления Росреестра о том, что не представлены документы, свидетельствующие о том, что нежилое помещение площадью 202,30 кв.м., право собственности на которое заявлено к регистрации, является частью здания, входившего на момент передачи в муниципальную собственность в состав базы жилищно-коммунального хозяйства, является необоснованным.
Совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Департамента управления имуществом г.о.Самара.
В апелляционной жалобе указывает, что нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы администрации Самарской области N 542 от 16.11.1994 (далее - постановление).
Указанный акт органа власти не содержит сведения об объекте недвижимости - нежилом помещении площадью 202.3 кв.м (1 этаж: комнаты N N 27-40). расположенном по адресу: Самарская обл.. г.Самара. Куйбышевский район, ул.Бакинская, Д.22А.
При этом в соответствии с указанным постановлением в муниципальную собственность передавалась база жилищно-коммунального хозяйства по ул.Бакинская, 22а и гараж жилищно-коммунального хозяйства но ул.Бакинская, 22а.
Документы, свидетельствующие о том. что указанное нежилое помещение является частью здания, входившего на момент передачи в муниципальную собственность в состав базы жилищно-коммунального хозяйства или гаража жилищно-коммунального хозяйства, на государственную регистрацию и в суд первой инстанции представлены не были.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - ОАО "Волгабурмаш" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
03.08.2010 г. заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (Н1), площадью 202,30 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Бакинская, д. 22а, (2-й этаж, комнаты N N 27-40).
Сообщением исх. N 01/237/2010-322 от 17.09.2010 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (л.д.6-7).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
На государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципальной собственности N 15-07-16/1735 от 18.01.2010 г., разрешение N Д05-01-01/-10214-0-2 от 05.11.2009 г., сообщение N 20/8332 от 24.05.2010 г., кадастровый паспорт помещения от 02.12.2009 г. с кадастровым номером 63:01:0413003:0:23/1, постановление главы администрации Самарской области от 16.11.1994 г. N 542.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В регистрирующий орган заявителем была представлена выписка из реестра муниципальной собственности N N 15-07-16/1735 от 18.01.2010 г. (л.д. 28), в соответствии с которой нежилое помещение, право собственности на которое было заявлено на регистрацию, включено в реестр муниципального имущества 16.11.1994 г. за номером 000061 на основании постановления главы администрации Самарской области N 542 от 16.11.1994 г. (л.д. 28).
Судом правильно учтено, что согласно отзыва ОАО "Волгабурмаш", нежилое помещение (Н1), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, 22а при приватизации предприятия в январе 1994 году, образованное в результате преобразования государственного предприятия "Самарский долотный завод", находящее в федеральный (государственной) собственности, было передано на баланс ОАО "Волгабурмаш", в соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом N 1034 от 10.11.1993 г. (л.д. 60 -61).
В соответствии с постановлением главы администрации Самарской области от 16.11.1994 г.. N 542 "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерного общества "Волгабурмаш" в муниципальную собственность г. Самары" постановлено передать в муниципальную собственность городского округа Самара объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения АО "Волгабурмаш", не вошедшие в состав выкупаемого имущества, согласно приложению (л.д. 10-11).
В приложении к данному постановлению (пункт 3) указано здание базы жилищно-коммунального хозяйства по адресу: ул. Бакинская, д. N 22а.
Из письма ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 24.05.2010 г.. N 20/8332 (л.д. 31), которое было представлено на регистрацию спорного объекта, следует, что в соответствии с архивным инвентарным делом нежилое помещение (ГШ площадью 20230 кв.м. (2 этаж, комнаты NN 27-40) по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22 а, являются частью административного здания по этому же адресу: (инвентарный номер 1-4235000 ФИН: 36:401:402:002:000198140).
При проведении технической инвентаризации по состоянию на 19.11.1980 г., то есть еще до передачи объекта в муниципальную собственность нежилое здание по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, 22а, использовалось как административное ЖКО.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 05.11.2009 г. N Д05-01-01/-10214-0-2, строительные мероприятия в нежилом помещении по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22а не нарушают действующие строительные и санитарные нормы, не затрагивают противопожарные требования, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом (л.д. 29 - 30).
С учетом изложенного судом правильно указано в решении, что вывод Управления Росреестра о том, что не представлены документы, свидетельствующие о том, что нежилое помещение площадью 202,30 кв.м., право собственности на которое заявлено к регистрации, является частью здания, входившего на момент передачи в муниципальную собственность в состав базы жилищно-коммунального хозяйства, является необоснованным.
Судом учтено, что согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Судом правильно отмечено, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим, и что совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Судом также установлено, что данный объект недвижимого имущества не состоит в реестрах федерального имущества и имущества Самарской области (л.д. 50 - 51, 53 - 54).
Суд также верно отметил, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности, и сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным
Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов, действий (бездействия) наряду с указанием на признание оспариваемых действий незаконными должно быть указано об обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2011 года по делу N А55-26842/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26842/2010
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, ОАО "Волгабурмаш", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области