г. Тула
24 июня 2011 г. |
Дело N А54-364/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Стахановой В.Н., Дорошковой А.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19.04.2011 по делу N А54-364/2011 (судья Стрельникова И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата"
3- лицо: Территориальное управление Росимущества в Рязанской области,
о признании незаконным бездействия, выраженном в неисправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельных участков и обязании исправить кадастровые ошибки,
при участии:
от заявителя: Никитина Е.И. по доверенности, Варзина В.А. по доверенности,
от ответчиков: Синицина А.В. по доверенности,
от 3- го лица: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области (далее - Учреждение) о признании незаконным признать незаконными действия Управления, выразившееся в отказе в исправлении кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 к группе видов разрешенного использования N 9 (неверное определение номера вида разрешенного использования земельных участков), выраженного в письмах Росреестра по Рязанской области исх. N 01/3399 от 14.09.2010, исх. N 07/4382 от 11.11.2010.
Общество также просило обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области исправить кадастровую ошибку с момента ее совершения путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 к группе видов разрешенного использования соответствующей его целевому назначению и виду функционального использования согласно Типового перечня видов разрешенного использования приведенного в таблице N 1 приложения N 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (с учетом уточнения).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2011 требования удовлетворены.
Управление и Учреждение обжаловали решение суда в апелляционном порядке и просят это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество возражало против доводов жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 492-р от 27.12.2007 заявителю передан в аренду до 31.12.2041 года (до окончания срока действия договора аренды N 0562010 недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и составляющего казну Российской Федерации от 28.02.2005) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 общей площадью 601609 кв.м., предоставленный для обслуживания производственных зданий и сооружений, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилого здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Рязань, район Южный Промузел, 23 (Октябрьский округ).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 228-р от 11.06.2008 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251, с разрешенным использованием -для обслуживания производственных зданий и сооружений, общей площадью 601609 кв.м. преобразован путем разделения на земельные участки для обслуживание зданий и сооружений, находящихся на них, в том числе, выделен земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для обслуживания сооружений мазутного хозяйства, общей площадью 53642 кв.м.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 356-р от 08.10.2008 г.. площадь указанного земельного участка скорректирована и составляет 66445 кв.м.
Земельному участку, образованному из указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251, присвоен кадастровый номер 62:29:0130002:291, согласно кадастрового паспорта земельного участка от 27.10.2009 г.. N 6229/204/09-695.
При проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г.. N 324, земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0130002:330 - 62:29:0130002:340, 62:29:0130002:254, 62:29:0130002:257, 62:29:0130002:259, 62:29:0130002:277 были отнесены к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
03.09.2010 Общество обратилось в Управление с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки земли, и отнести все вышеуказанные земельные участки к 13 группе видов разрешенного использования.
Управление письмом исх. N 01/3399 от 14.09.2010 сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельных участков будет изменена, если в орган кадастрового учета поступит информация об изменении видов разрешенного использования земельных участков или что данные земельные участки предназначены для использования электростанции.
Во исполнение указанного письма, заявитель представил в Управление пояснительное письмо исх.N 1972-01.17 от 08.10.2010 с приложением документов, подтверждающих расположение на указанных земельных участков именно объектов теплоэлектростанции.
Управление письмом исх. N 07/4382 от 11.11.2010 предложило заявителю представить документы в соответствие со ст. ст. 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необходимые для изменения характеристик земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете.
Полагая, что бездействие Управления, выразившееся в не исправление кадастровой ошибки, нарушает законные права и интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально -определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 -ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (далее - Правила).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г.. N 324 утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков и определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования.
При определении вида разрешенного использования земель для государственной кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 62:29:0130002:291 присвоен 9 вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 27.10.2009 г.. N 6229/204/09-695 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 составляет 39673283,82 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 325,58 руб., разрешенное использование: для обслуживания сооружений мазутного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
В силу ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Общество является субъектом электроэнергетики.
Судом установлено, что Общество является объектом электроэнергетики. Имеющиеся на территории спорного земельного участка сооружения мазутного хозяйства входят в состав единого технологического комплекса Общества как организации, осуществляющей производство и передачу электрической и тепловой энергии, что соответствует Перечню видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденномуо Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 г.. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Следовательно, по целевому назначению и виду функционального использования земельный участок Общества, на котором расположены сооружения мазутного хозяйства, относится к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Как правильно отметил суд первой инстанции, определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Как следует из пояснений Управления, основанием для отнесения спорного земельного участка к девятой группе разрешенного использования послужило Распоряжением N 228-р от 11.06.2008 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области "О преобразовании земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251".
Вместе с тем, указанное распоряжение не содержит указания на то, что спорный земельный участок отнесен к какой либо группе разрешенного использования или для него установлена девятая группа видов разрешенного использования.
Частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221 -ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
С учетом изложенного, неверное отнесение органом кадастрового учета земельного участка к группе видов разрешенного земельного участка может быть отнесено к технической ошибке.
Возможность исправления ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка также следует из разъяснений, изложенных в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка".
Поскольку Управлением не осуществлено действий, предусмотренных действующим законодательством, направленных на исправление кадастровой ошибки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Общества.
Довод о том, что какой - либо ошибки допущено не было и реестр содержит все необходимые сведения судом в силу вышеизложенного отклоняется.
Довод жалобы об ошибочности возложения судом обязанности по исправлению кадастровой ошибки на ФГУ "Земельная кадастровая палата" не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона предусмотренные Законом о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий по ведению государственного реестра кадастровых инженеров и предоставлению его сведений, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о кадастре правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о кадастре применяются к указанным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, определен Росреестр.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации являются учреждениями подведомственными Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру).
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Таким образом, возложение обязанности по осуществление кадастрового учета на Учреждение правомерно.
Ссылка ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области на то, что Общество не обращалось с заявлением об исправлении ошибки непосредственно в ФГУ "Земельная кадастровая палата", не может служить основанием для отказа в восстановлении нарушенных прав и законных интересов Общества, поскольку, как указано выше, Общество обращалось с соответствующим заявлением в уполномоченный орган - Управление, которому подведомственно Учреждение.
Также не принимается во внимание довод о неверной квалификации судом ошибки в государственном кадастре недвижимости, поскольку в данном случае природа ошибки не влияет на обязанность ответчика по ее устранению.
Ссылка ответчиков на пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г.. N 42, несостоятельна, поскольку последний также предусматривает определение вида разрешенного использования, а следовательно необходимость учета функционального использования земельных участков.
НЕ может быть принят во внимание довод жалобы о пропуске срока подачи заявления и несоблюдении обязательной досудебной процедуры.
До обращения в Арбитражный суд Рязанской области, заявитель обратился в Управление с заявлением (исх. 1708-01.17 от 03.09.2010) об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки земельных участков в связи с неверным определением номера группы вида разрешенного использования земельных участков.
Управление в своем ответе (исх. N 01/3399 от 14.09.2010) предложило для исправления кадастровой ошибки представить информацию о том, что данные земельные участки предназначены для обслуживания электростанции.
То есть, Управление в своем ответе от 14.09.2010 не отказало в рассмотрении заявления Общества.
Во исполнение указанного запроса, заявитель представил в Управление дополнительные письменные пояснения (исх. N 1972-01.17 от 08.10.2010) с приложением документов, подтверждающих нахождение на данных земельных участках объектов недвижимости, входящих в состав единого производственно-технологического комплекса тепловой электростанции (Ново-Рязанская ТЭЦ) и предназначены для обслуживания и эксплуатации данной тепловой электростанции.
Однако Управление письмом (исх. N 07/4382 от 11.11.2010) предложило Обществу предоставить документы для изменения характеристик земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете.
Поскольку о том, что Управлением не предпринимается никаких действий по рассмотрению заявления Общества заявитель фактически узнал из указанного письма, исчисление 3-х месячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо производить с даты получения Обществом письма Управления исх. N 07/4382 от 11.11.2010.
Данное письмо получено заявителем 16.11.2010.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области 09.12.2010, то есть в пределах установленного 3-х месячного срока.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.04.2011 по делу N А54-364/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-364/2011
Истец: ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" Рязанский филиал
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Рязанской области