"24" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Капсудина Е.В., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 11,
от заявителя и третьего лица (Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы"): Кашуба В.Н., представителя по доверенности от 07.02.2011 N 123,
от заявителя и третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "РИК"): Ибрагимова А.Х., представителч по доверенности от 18.10.2010 (т. 3, л. 46),
от заявителя и третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис"): Исаева А.Х., представителя по доверенности от 11.10.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 02 марта 2011 года по делу N А33-16544/2010, принятое судьёй Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РИК", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения N 51-11-10 от 14.09.2010 в части признания заявителей нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", передачи копий материалов дела N 51-11-10 уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении указанных юридических лиц дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передачи копий материалов дела N 51-11-10 в Главное следственное управление при Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц заявителей к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" заявило также о признании недействительным решения N 51-11-10 от 14.09.2010 в части выдачи обязательного для исполнения предписания, а также о признании недействительным предписания N 51-11-10 от 14.09.2010.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 марта 2011 года заявления общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" удовлетворены.
Признано недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 51-11-10 от 14.09.2010 в части признания общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выдачи Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" обязательного для исполнения предписания, передачи копий материалов дела N 51-11-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передачи копий материалов дела N 51-11-10 в Главное следственное управление при Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также предписание 51-11-10 от 14.09.2010.
Не согласившись с данным судебным актом, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
действия Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "Ритуал-Сервис", ООО "РИК" в связи с заключением договоров о сотрудничестве от 13.03.2009, от 27.04.2009 и их исполнением направлены на получение полного контроля на рынке оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска, исключению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок,
судом не дана оценка представленным в дело объяснениям действующих и бывших работников Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы".
ООО "Ритуал-Сервис", ООО "РИК", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "РИК" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468001878, расположено по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, дом 5, строение 1; осуществляет, в том числе, деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг: подготовка к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро (устав, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.09.2010 N 21201А/2010).
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471134, расположено по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, 22; осуществляет деятельность по оказанию услуг населению, а также иную незапрещенную законом деятельность (устав, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.07.2010 N 17162А/2010).
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032402947378, расположено по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 35, осуществляет медицинскую деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе организацию и проведение медицинских экспертиз, оказывает платные услуги, перечень которых устанавливается учредителем (устав, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 24 за номером 005270572).
Согласно перечню платных услуг, утвержденному Министром здравоохранения Красноярского края 17.12.2008, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" вправе осуществлять, в том числе следующие работы (услуги):
- транспортировка тел умерших;
- бальзамирование тел умерших;
- сохранение невскрытого тела умершего;
- санитарная и косметическая обработка тел умерших.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 03.12.2009 N 867 "О проведении контрольного мероприятия" в связи с рассмотрением заявления общества с ограниченной ответственностью "Похоронное агентство" проведена внеплановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы".
В связи с выявлением во время проведения внеплановой проверки факта согласованных действий Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК" и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" по оказанию ритуальных услуг на территории Красноярского края, приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 29 от 22.01.2010 в отношении указанных лиц возбуждено дело N 51-11-10 по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 51-11-10 от 14.09.2010 общество с ограниченной ответственностью "РИК", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" выдано предписание N 51-11-10 от 14.09.2010 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно:
- не допускать использование государственного имущества Красноярского края - нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 (зал прощания, поминальный киоск) коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без процедуры предусмотренной законом о защите конкуренции;
- исключить факты предоставления коммерческим организациям государственного имущества (оборудования, инвентаря), приобретенного за счет бюджетных средств;
- не допускать использование коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения процедуры, предусмотренной законом о защите конкуренции, площадей морфологического корпуса КрасГМА по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 "ж", переданных Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Красноярской государственной медицинской академией.
Несогласие с вышеуказанным решением в части, относящейся к обществу с ограниченной ответственностью "РИК", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис", а также несогласие Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с предписанием явилось поводом для обращения указанных лиц в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 51-11-10 от 14.09.2010 и выданное на его основе предписание не соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушают права и охраняемые законом интересы заявителей.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; под соглашением - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке; под товарным рынком - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Из оспариваемого в части решения антимонопольного органа следует, что заявители признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 и реализации их после формального расторжения, что, по мнению антимонопольного органа, привело к созданию препятствий для доступа на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающий в соответствии со положениями статьи 1 основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Согласно статье 3 указанного закона, погребением являются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Частью 2 статьи 5, статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закреплено, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, при этом исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего.
Исходя из положений части 1 статьи 9 названного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
По части 2 указанной статьи услуги по погребению, перечисленные в части 1 статьи 9 закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Постановлением администрации г. Красноярска от 11.07.1996 N 676 "О порядке реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Красноярске определено муниципальное предприятие "Компания ритуальных услуг".
Положением, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от 11.07.1996 N 676 также закреплено, что муниципальное предприятие "Компания ритуальных услуг" является специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Красноярске, оказывающей безвозмездно следующие услуги:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление гроба;
- доставка гроба и других принадлежностей по адресу, указанному заказчиком;
- перевозка тела умершего на кладбище к месту захоронения от дома или морга (без выноса тела с места жительства);
- предоставление могилы и захоронение на плановом участке в порядке очередности, установленной планировкой кладбища.
Согласно ГОСТу Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст, подготовкой тел умерших или погибших к погребению является комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением; в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.; бальзамирование - это обработка тела умершего или погибшего с использованием специальных средств для его сохранения; парикмахерские работы - косметическая и стилистическая обработка тела умершего или погибшего, постижерные работы.
Таким образом, услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших не входят в перечень услуг, оказываемых безвозмездно специализированной службой.
Следовательно, вышеперечисленные услуги вправе оказывать любые субъекты предпринимательской деятельности, изъявившие желание осуществлять соответствующую деятельность.
В решении антимонопольного органа содержится вывод о том, что групповое поведение КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "Ритуал-Сервис", ООО "РИК", связанное с заключением договоров о сотрудничестве от 13.03.2009, от 27.04.2009, а также фактическим их исполнением после формального расторжения, привело к ограничению доступа на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара ООО "Валькирия", ООО "Стикс", ООО "Красноярский похоронный дом", ООО "Похоронное агентство", осуществляющих в 2008-2009 годах оказание вышеназванных ритуальных услуг на территории города Красноярска, а также индивидуального предпринимателя Згурского С.М., ООО "Похоронное дело", индивидуального предпринимателя Федорова О.А., ООО "Ритуальные услуги", ЗАО "Военно-Мемориальная компания", ООО "Тулен", МП "Ритуальные услуги", ООО "Ритуальная служба", способных осуществлять данные услуги (т. 4, л. 16, 20).
Из материалов дела следует, что между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (бюро) и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" (общество) заключен договор о сотрудничестве от 13.03.2009 в целях оптимизации функционирования бюро за счет сосредоточения им усилий на ведении основной уставной деятельности (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.2 договора установлено, что бюро передает обществу функции (услуги) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших, а общество обязуется предоставить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" необходимые услуги, оборудование и иное, связанное с выполнением уставных задач бюро. В пункте 2.4 договора указано, что сотрудничество осуществляется по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 (павильон). Исходя из пунктов 4.1, 4.2 срок действия договора установлен до 31.12.2009 с возможностью его продления на тех же условиях на неопределенный срок.
Соглашением от 24.06.2009 о расторжении договора о сотрудничестве от 13.03.2009 стороны договора - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" согласились расторгнуть с 24.06.2009 договор о сотрудничестве.
Договор о сотрудничестве, содержащий условия, аналогичные условиям договора от 13.03.2009, заключен 27.04.2009 Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК".
Соглашением от 24.06.2009 о расторжении договора о сотрудничестве от 27.04.2009 Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "РИК" расторгли с 24.06.2009 договор от 27.04.2009.
В обоснование вывода о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "РИК", ООО "Ритуал-Сервис" пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с наличием между ними соглашений о сотрудничестве, которые исполнялись после их формального расторжения и привели к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, антимонопольный орган представил следующие доказательства:
- акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009, согласно которому в помещении регистратуры, расположенном в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж" (морфологический корпус), в нише рабочего стола фельдшера отдела экспертизы трупов (рабочее место регистратора) обнаружены проекты договоров - заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему с указанием перечня оказываемых услуг, подписанные директором ООО "РИК" и заверенные печатью указанного общества (т. 5, л. 220-222);
- объяснения от 03.12.2009 фельдшера отдела экспертизы трупов Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Бабушкина Я.А., являющегося с 15.12.2009 сотрудником общества с ограниченной ответственностью "РИК" (т. 5, л. 224-248);
- акт N 191/2009 по результатам внеплановой проверки от 31.12.2009 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", содержащий указание на акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 и объяснения Бабушкина Я.А. от 03.12.2009 (т. 5, л. 244-250);
- приказ исполняющего обязанности начальника Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" от 23.04.2009 N 67 о запрете присутствия в специальных помещениях структурных подразделений бюро лиц, не имеющих отношения к производству экспертиз (исследований);
- договор аренды нежилых помещений (зала прощания, киоска) для использования под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края, расположенных в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж", от 25.06.2009, заключенный между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и ООО "РИК", действующий с 25.06.2009 до 24.07.2009; соглашение от 07.05.2010 о расторжении договора аренды от 25.06.2009;
- договор аренды от 01.12.2009 между ГОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" и ООО "РИК", согласно которому обществу передается в аренду нежилое помещение в доме 1 "ж" по ул. Партизана Железняка г. Красноярска для оказания ритуальных услуг;
- перечень ритуальных и дополнительных услуг (с указанием их стоимости), оказываемых ООО "РИК";
- договор-заказ N 002523 от 21.06.2010, заключенный ООО "РИК" с Гладышевой Т.В., квитанция N 050473 серии АА от 21.06.2010 на получение от Гладышевой Т.В. денежных средств в сумме 5400 рублей за оказанную услугу (подготовку тела к захоронению);
- договор аренды от 25.06.2009, заключенный Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с ООО "Ритуал-Сервис", по условиям которого общество принимает в аренду нежилое помещение (поминальная), находящееся в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж", для оказания ритуальных услуг населению Красноярского края, на срок до 24.07.2009; соглашение от 07.05.2010 о расторжении договора аренды от 25.06.2009;
- договор о сотрудничестве от 01.04.2003 между Красноярской государственной медицинской академией и Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", по условиям которого Красноярская государственная медицинская академия предоставляет Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" площади в морфологическом корпусе академии по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж" (первый этаж, 4 кабинета второго этажа, 15 кабинетов пятого этажа, подвальные помещения западного крыла здания) для осуществления бюро производственной деятельности;
- приказ ГУВД по Красноярскому краю от 25.09.2009 "Об утверждении Инструкции о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления", Инструкция о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, согласно которой оперативный дежурный ОВД при получении сообщения об обнаружении трупа и отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, обязан занести в графу N 6 КУСП данные о времени сообщения и должностном лице подразделения Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, принявшем информацию (т. 3, л. 109-111).
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю не доказало наличие в действиях заявителей нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 и реализации их после формального расторжения, что воспрепятствовало иным хозяйствующим субъектам доступу на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска.
Из материалов дела следует, что предметом договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009, заключенных Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК" и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис", явилась передача бюро указанным обществам функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших.
Учитывая, что вышеперечисленные услуги вправе оказывать любые субъекты предпринимательской деятельности, изъявившие желание осуществлять соответствующую деятельность, заключение с КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" договора о сотрудничестве не является условием осуществления указанной деятельности другими хозяйствующими субъектами. Таким образом, договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 не подтверждают факт наличия между заявителями соглашений, препятствующих доступу на рынок оказания ритуальных услуг в г.Красноярске иных хозяйствующих субъектов.
Из информации, представленной УФАС по Красноярскому краю следует, что в 2008 году услуги по бальзамированию, облачению, положению в гроб оказывали в г. Красноярске ООО "Ритуальная служба", ООО "Красноярский похоронный дом", ЗАО "Военно-мемориальная компания", в 2009 году - ООО "Ритуальная служба", ООО "Стикс", ООО "Красноярский похоронный дом", ЗАО "Военно-мемориальная компания" (т. 3, л. 108).
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ООО "Ритуал-Сервис" каких-либо действий по исполнению условий договора о сотрудничестве от 13.03.2009.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Управления о том, что действия Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "Ритуал-Сервис", ООО "РИК" в связи с заключением договоров о сотрудничестве от 13.03.2009, от 27.04.2009 и их исполнением направлены на получение полного контроля на рынке оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска, исключению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок, отклоняются как несостоятельные.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю положений статьи 25.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при оформлении акта ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 (т. 5, л. 220-222).
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых, в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. По результатам осуществления осмотра составляется протокол.
В силу статьи 25.5 Федерального закона протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу.
Имеющийся в материалах дела акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 (т. 5, л. 220-222) не подписан понятыми, что свидетельствует о проведении осмотра и подготовки соответствующего документа по его результатам с нарушением законодательно установленных требований. Таким образом, акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 не является надлежащим доказательством по делу о нарушении антимонопольного доказательства, не подтверждает изложенные в нем обстоятельства.
Письменные объяснения Бабушкина Я.А. от 03.12.2009 об осуществлении им деятельности как от имени КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", так и от имени ООО "РИК", учитывая наличие в деле договора аренды от 01.12.2009, заключенного между Красноярским государственным медицинским университетом и ООО "РИК" о передаче в аренду обществу нежилого помещения в доме 1 "ж" по ул. Партизана Железняка г. Красноярска для оказания ритуальных услуг, не свидетельствуют о наличии между ООО "РИК" и бюро соглашения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 5, л. 224-248).
Доказательства, полученные антимонопольным органом в рамках иной проверки КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", проведенной после принятия решения по делу N 51-11-10 (в том числе объяснения от 23.12.2010, протокол осмотра от 23.12.2010, объяснения от 21.01.2011), не соответствуют принципам относимости и допустимости доказательств, поэтому не принимаются судом (т. 3, л. 105, т. 5, л. 318).
Довод жалобы о том, что судом не дана оценка представленным в дело объяснениям действующих и бывших работников Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", подлежит отклонению, поскольку объяснения получены за пределами проверки (03.12.2009 - 31.12.2009) - т.5, л. 7-14.
Иные представленные в дело доказательства, в том числе договоры аренды от 25.06.2009, не подтверждают факт наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений между заявителями.
Представленные антимонопольным органом в подтверждение размера дохода, полученного ООО "РИК" в период с 31.03.2010 по 08.07.2010, страницы документа, содержащие указание на даты, номера, фамилии умерших, суммы и название фирм, не свидетельствуют о принадлежности документа указанному обществу (т. 5, л. 270-317).
С учетом изложенного, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 51-11-10 от 14.09.2010 в части признания ООО "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "Ритуал-Сервис" нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует признать недействительным. Предписание N 51-11-10 от 14.09.2010, выданное на основе указанного решения антимонопольного органа, также является недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" марта 2011 года по делу N А33-16544/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16544/2010
Истец: КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО РИК
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", ООО "РИК", ООО Ритуал-Сервис