г. Хабаровск
27 июня 2011 г. |
N 06АП-2303/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области
на решение от 03.05.2011
по делу N А37-459/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, расположеному по адресу: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37)
о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие, ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением суда от 03.05.2011 заявленные требования удовлетворены. ФГУП "Почта России", привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Управление в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное ходатайство.
ФГУП "Почта Ролссии" извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, что ФГУП "Почта России 11.04.2003 Министерством РФ по связи и информатизации выдана лицензия N 25577 "Предоставление услуг почтовой связи". Срок действия лицензии с 11.04.2003 до 11.04.2013.
На основании приказов руководителя Управления от 27.12.2010 N 266-од и от 27.01.2011 N 42-од Управлением проведено плановое мероприятие соблюдения обязательных требований в области связи и лицензионных условий ФГУП "Почта России" без взаимодействия с проверяемым лицом (систематическое наблюдение). В ходе планового мероприятия выявлены нарушения обязательных требований в области связи, которые выразились в несоблюдении норматива частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков УФПС Магаданской области - филиала ФГУП "Почта России". Выявленные нарушения отражены в акте проверки деятельности в области связи ФГУП "Почта России" от 28.02.2011 N А-49/0029-сн.
24.02.2011 Управлением в адрес предприятия направлена телеграмма с извещением о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 28.02.2011 в 16 час. 00 мин. Телеграмма получена ФГУП "Почта России" 24.02.2011.
28.02.2010 административным органом в отсутствие законного представителя ФГУП "Почта России", извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 45-Пр об административном правонарушении в области связи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д. 55-57 т. 1).
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 17 ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с ФЗ "О связи".
Согласно статье 29 ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, согласно пункту 5 раздела XX которого, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Статьей 46 ФЗ "О связи" предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ "О связи", ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии со статьёй 16 ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ.
Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
В соответствии с частью 1 Нормативов N 160 нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день.
Факт нарушения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции установлен актом контрольного мероприятия и протоколом об административном правонарушении, и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не отрицается.
Доводы предприятия о нарушении порядка проведения проверки, а именно пунктов 19 и 28 Порядка N 110, в части не уведомления Предприятия о проведении контрольных мероприятий и в части не утверждения акта проверки руководителем Управления судом отклоняются.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) устанавливается, что положения данного закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом.
Плановое мероприятие по контролю в отношении ФГУП "Почта России" без взаимодействия с проверяемым лицом (систематическое наблюдение) было проведено в порядке, предусмотренном пунктом 24 Порядка N 110, в соответствии с которым, в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (далее - дистанционный контроль) и Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14.06.2006 N 75 (далее Методика).
Пунктом 27 указанного Порядка установлено, что по результатам проведения мероприятия по контролю, в том числе по дистанционному контролю, должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт проверки в 2 экземплярах.
Судом также отклоняется довод предприятия о неправомерности составления Управлением двух протоколов об административном правонарушении по признакам одного состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В рассматриваемом случае административным органом установлено два различных виновных деяния ФГУП "Почта России", а именно, нарушение пункта 1 Нормативов N 160, выразившееся в несоблюдении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков УФПС Магаданской области-филиала ФГУП "Почта России" и нарушение пункта 6 Нормативов N 160, выразившееся в несоблюдении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции по межобластному потоку.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ при совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Тот факт, что оба указанных виновных деяния имеют признаки одного состава административного правонарушения, не освобождает административный орган от обязанности составления отдельных протоколов.
Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Президиума ВАС РФ 08.07.2008 N 1097/08, в котором указано, что действующее законодательство не предоставляет возможность указания в одном протоколе об административном правонарушении несколько однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.
Только в случае установления, что совершенное деяние является длительным непрекращающимся невыполнением обязанности, возложенных на лицензиата, можно квалифицировать как одно длящееся административное правонарушение.
Поскольку в рассматриваемом случае ответчиком совершено не одно длящееся деяние, а два однородных деяния, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения, административный орган правомерно составил два протокола об административном правонарушении.
Наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях ФГУП "Почта России" подтверждается материалами дела.
У Предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных вышеуказанными нормативно правовыми актами, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предусмотренная часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 03.05.2011 по делу N А37-459/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей, перечисленную платежным поручением от 10.05.2011 N 5373.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-459/2011
Истец: Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
Ответчик: УФПС Магаданской области-филиал ФГУП "Почта России" - директор Свиридова Валентина Ивановна, ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Магаданской области