город Омск
29 июня 2011 г. |
Дело N А46-128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Литвинцевой Л.Р., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Копосовой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3861/2011) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.04.2011, принятое по делу N А46-128/2011 (судья Храмцов К.В.) по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", о признании права муниципальной собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" - представителя Филимоновой О.П. по доверенности от 16.03.2011;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель не явился;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512, площадью 304 кв.м., местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, ул. Авиагородок, д. 27А.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 19.01.2011 и от 14.02.2011 по делу N А46-128/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области) и Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского".
Определением от 21.03.2011 по делу N А46-128/2011 Арбитражный суд Омской области произвёл замену третьего лица - Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского" на его правопреемника - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - ФГОУВПО УВАУ ГА (И)).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.04.2011 по делу N А46-128/2011 исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворены. Признано право муниципальной собственности муниципального образования город Омск на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512, площадью 304 кв.м., местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Авиагородок, дом 27 А.
Не соглашаясь с решением суда, ТУ Росимущества в Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд первой инстанции не дал оценку доводам о том, что права и законные интересы истца не нарушены. Истцом не соблюдена процедура внесудебного разрешения спора - истец не обращался к ТУ Росимущества в Омской области с предложением (инициативой) передать спорный земельный участок из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал на необоснованность доводов ответчика, просил решение суда оставить без изменения.
Представители ТУ Росимущества в Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещённых о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
ТУ Росимущества в Омской области заявило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя ввиду занятости в другом процессе в Арбитражном суде Омской области.
Представитель ФГОУВПО УВАУ ГА (И) поддержал заявленное ответчиком ходатайство.
Из содержания частей 3 и 4 статьи 158 АПК РФ следует, что если лицо, участвующее в деле и извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство о его отложении, то совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью последнего.
Вести дело в арбитражном суде и представлять интересы юридического лица может непосредственно его руководитель либо представитель (пункт 5 статьи 53 ГК РФ и статья 59 АПК РФ).
Таким образом, участие представителя Новосёлова Д.В. в рассмотрении Арбитражным судом Омской области другого дела, не лишало ответчика возможности вести дело в арбитражном суде через иного представителя.
Оснований полагать отсутствие в ТУ Росимущества в Омской области иных (помимо указанного) лиц, которым предоставлено право действовать от имени ответчика, и объективной возможности выдать кому-либо доверенность у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признаёт, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Поскольку заявленное ответчиком ходатайство не мотивировано наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя, в том числе в связи с намерением указанного лица осуществить какие-либо процессуальные действия, суд апелляционной инстанции оставил ходатайство ТУ Росимущества в Омской области без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Омской области, Управления Росреестра по Омской области и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
В судебном заседании представитель ФГОУВПО УВАУ ГА (И) поддержал позицию ответчика, просил решение суда отменить. Пояснил, что на протяжении долгих лет истцу не ограничивался доступ к принадлежащему ему объекту. Вокруг находящейся в собственности муниципального образования станции расположены объекты, принадлежащие училищу. Утверждает, что действия по межеванию спорного земельного участка проведены незаконно, так как училище, как правообладатель участка, не согласовывало его границы. На вопрос суда, были ли в установленном законом порядке обжалованы действия по межеванию земельного участка, представитель ответил отрицательно. Считает, что признание права собственности на земельный участок за муниципальным образованием нарушает права училища, поскольку спорный земельный участок расположен внутри земельного участка, предоставленного ФГОУВПО УВАУ ГА (И) в постоянное (бессрочное) пользование. Пояснил, что полагает в данном случае возможным установление сервитута на земельный участок. Сообщил, что на протяжении нескольких лет училище неоднократно обращалось в ТУ Росимущества в Омской области с просьбой урегулировать вопрос с земельным участком, однако, никаких действий совершено не было.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителя ФГОУВПО УВАУ ГА (И), проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены.
Обращаясь в Арбитражный суд Омской области с настоящим иском, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска указал, что в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ имеются основания для оформления права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512, площадью 304 кв.м., местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, ул. Авиагородок, д. 27А.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512 расположено здание КНС N 11, находящееся в муниципальной собственности, указанный земельный участок в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ относится к муниципальной собственности.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции принял во внимание следующее.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Способы защиты гражданских прав закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одним из которых указано признание права.
По смыслу статьи 12 ГК РФ избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В настоящее время право собственности на земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов - земли специального назначения, площадью 211 128 кв.м., местоположение установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Авиагородок, 27, зарегистрировано в установленном порядке за Российской Федерацией, доказательством чему служит свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ 848910 от 25.12.2008 (л.д. 41).
Ответчик, осуществляет от имени Российской Федерации распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе о регистрации и иных законах не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путём предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учётом характера и последствий соответствующего нарушения.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Поскольку на спорном земельном участке расположен находящийся в муниципальной собственности объект недвижимого имущества: КНС N 11, одноэтажное здание с одноэтажной пристройкой, с подземной частью, общей площадью 95,60кв.м., литера А, А1, что не оспаривается ответчиком, истец является фактическим владельцем указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что, предъявив иск о признании права муниципальной собственности, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска избрал надлежащий способ защиты нарушенных прав.
Иск о признании права относится к вещно-правовым способам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В целях развития принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником.
Так, согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что 02.02.2006 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Омск на здание КНС N 11: одноэтажное здание с одноэтажной пристройкой, с подземной частью, общей площадью 95,60 кв.м., литера А, А1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Авиагородок, д. 27А.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 30.10.2008 N 12728-р утверждён проект границ по образованию земельного участка, подлежащего отнесению к муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 304 кв.м., под КНС N 11; местоположение земельного участка установлено относительно здания с почтовым адресом: ул. Авиагородок, д. 27 А, в Кировском административном округе города Омска и по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, площадью 210824 кв.м., специального назначения; местоположение земельного участка установлено относительно здания с почтовым адресом: ул. Авиагородок, д. 27, в Кировском административном округе города Омска.
25.12.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:21, категория земель: земли населенных пунктов - земли специального назначения, площадью 211128 кв.м. адрес (местоположение): установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Авиагородок, д. 27.
01.07.2009 на указанный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования правопредшественника ФГОУВПО УВАУ ГА (И).
При этом земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:21 был сформирован без учёта нахождения на нём объекта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, без учёта прав муниципального образования город Омск как собственника здания.
Из кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 04.05.2009 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:21 разделён на два земельных участка: с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512, площадью 304 кв.м. (на котором расположен объект недвижимости - здание КНС N 11) и с кадастровым номером 55:36:14 01 05:513.
Сообщением Управления Росреестра по Омской области от 08.12.2010 N 01/272/2010-788 Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска отказано в государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512, местоположение которого установлено относительно здания имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Авиагородок, д. 27 А, на основании того, что им не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Учитывая, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 05:512 расположено здание КНС N 11, находящееся в муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, указанный земельный участок в силу выше приведенных норм права относится к муниципальной собственности.
Позиция суда первой инстанции является мотивированной, основывается на прочной и неразрывной связи фактического владения собственником недвижимости тем земельным участком, который под этой недвижимостью находится.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом процедуры внесудебного разрешения спора отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку право муниципальной собственно возникло в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в отношении земельного участка, собственность на который не разграничена, в связи с чем оснований для возникновения права Российской Федерации на спорный земельный участок не имеется и соблюдения процедуры передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность не требовалось.
Ссылка ответчика на статью 11.4 ЗК РФ, по смыслу которой, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, несостоятельна, поскольку, как уже отмечено выше, право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 05:515 площадью 304 кв.м. (на котором расположен объект недвижимости - здание КНС N 11) возникло в силу закона.
Относительно доводов ФГОУВПО УВАУ ГА (И) о незаконности действий по межеванию спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что, как пояснил представитель ФГОУВПО УВАУ ГА (И), в установленном законом порядке действия по межеванию спорного земельного участка обжалованы не были, оценка указанным обстоятельствам в рамках настоящего дела не может быть дана.
Обстоятельства, касающиеся определения порядка использования муниципальным образованием город Омск земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание (прохода к нему, обслуживания и т.п.), исходя из предмета и основания настоящего иска, не подлежат исследованию судом.
Учитывая изложенное, исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, как законные, обоснованные и подтвержденные материалами дела правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как ТУ Росимущества в Омской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 12.04.2011 по делу N А46-128/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Л.Р. Литвинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-128/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)"