Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в статьи 3.5, 3.8, 8.37, 19.4, 23.26, 27.9, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка деятельности органов охотнадзора и правоохранительных органов в сфере борьбы с браконьерством приводит к выводу о неэффективности принимаемых мер. Так, по данным охотнадзора, в 2005 году только в Курганской области установлено более 300 случаев незаконной добычи косуль и лосей. Добыча животных осуществляется браконьерами с использованием механических транспортных средств, часто прямо с автотрасс и в ночное время. Многие из участников незаконной охоты привлекались к административной ответственности неоднократно в течение года.
Анализ практического применения должностными лицами, уполномоченными рассматривать административные правонарушения и судьями санкций, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 8.37, частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ показал, что установленные предельные размеры административных штрафов данных статей в настоящее время не отвечают требованиям соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Так, частями 1 и 3 ст. 8.37 КоАП РФ установлен нижний предел административного штрафа в 5 МРОТ, что понуждает должностное лицо или судью, выносящих постановление, применять либо ст. 2.9 КоАП РФ для прекращения административного дела в отношении правонарушителя, совершившего незначительное нарушение правил охоты или рыболовства, либо применять к нему санкции как к лицу, совершившему нарушение средней тяжести.
В то же время, верхний предел административного штрафа, установленный частями 1 и 3 ст. 8.37 не отвечает соразмерности наказания за грубейшие нарушения правил охоты и рыболовства, следствием чего является неоднократное привлечение к административной ответственности одних и тех же лиц за аналогичные правонарушения.
В связи с участившимися случаями нарушения правил охоты, правил пользования объектами животного мира считаем, что установленная государством мера ответственности за указанные правонарушения, закрепленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не достаточна для достижения целей административного наказания. Полагаем, что предупреждению совершения новых правонарушений в сфере охоты и пользования объектами животного мира послужит ужесточение административных санкций.
Особое внимание при разработке законопроекта было уделено вопросу о внесении изменений во вторую часть статьи 23.26 КоАП РФ. В настоящее время сотрудники охотнадзора, возбуждая дело об административном правонарушении, должны передавать материалы для рассмотрения либо в территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (Управление Россельхознадзора), что неудобно в связи с его удаленностью, а также с большой загруженностью руководителя управления, либо мировым судьям - где часто сталкиваются с отказом в принятии дел в производство, со ссылкой на право руководителя Россельхознадзора рассматривать дела по статьям, указанным в части первой статьи 23.26 КоАП РФ, или без указания причины отказа вовсе. Все это не способствует эффективности принимаемых мер по борьбе с браконьерством.
Необходимость внесения изменений во вторую часть статьи 27.9 и в первую часть статьи 27.10 КоАП РФ обусловлена ситуациями, когда обнаружив правонарушение, совершенное определенными лицами, сотрудники отдела охотнадзора не могут осуществить свои служебные обязанности (досмотр транспортных средств; изъятие вещей и документов) по причине:
нахождения вдали от населенного пункта;
отсутствия граждан в месте выявления правонарушения;
отказа граждан быть понятыми и иных обстоятельств, делающих невозможным применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Проект направлен на ужесточение административной ответственности за правонарушения в области использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Одновременно предлагается упростить процедуру рассмотрения дел, досмотра транспортных средств, изъятия транспортных средств и орудий, используемых для совершения указанных правонарушений, охотпродукции, принадлежащих правонарушителям.
На основании изложенного, считаем необходимым принятие данного проекта закона.
Председатель |
М.Н. Исламов |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признанию утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Председатель |
М.Н. Исламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.