Заключение
Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ Четвертого созыва от 21 марта 2007 г. N 3.12-
на проект федерального закона N 387667-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Курганской областной Думой
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 387667-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Курганской областной Думой, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту он направлен на ужесточение административной ответственности за правонарушения в области использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Одновременно предлагается упростить процедуру рассмотрения дел, досмотра транспортных средств, изъятия принадлежащих правонарушителям транспортных средств и орудий, используемых для совершения указанных правонарушений.
Законопроект предусматривает увеличение предельного размера административного штрафа, налагаемого за совершение отдельных правонарушений на граждан с двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - с пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - с одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда путем внесения соответствующих изменений в абзац первый части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также вносится изменение в часть 2 статьи 3.8 КоАП, в результате которого максимальный срок лишения специального права увеличен с двух до трех лет.
Далее, предлагается увеличение размеров административных штрафов за нарушение правил пользования объектами животного мира и за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), путем внесения соответствующих изменений в статьи 8.37 и 19.4 КоАП.
В соответствии с предлагаемыми изменениями в часть 2 статьи 23.26 меняется перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
Изменения в статьи 27.9 и 27.10 предусматривают для должностных лиц соответствующих органов возможность в исключительных случаях осуществлять досмотр транспортного средства и изъятие вещей и документов без понятых.
Принятие указанных изменений в статьи 27.9 и 27.10 может привести к многочисленным злоупотреблениям и нарушениям со стороны должностных лиц, производящих досмотр, а также нарушает принципы недопустимости произвольного вмешательства и объективности в оценке законности действий этих лиц.
Необходимо отметить, что при определении предельного размера административного штрафа, налагаемого на граждан, следует иметь в виду, что статьей 46 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде штрафа за совершение преступлений может устанавливаться в размере от 2500 рублей, что соответствует максимальному размеру штрафа, установленному в настоящее время частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ. Таким образом, законодатель провел разграничение между уголовным и административным наказанием исходя из того, что уголовные преступления представляют большую по сравнению с административными правонарушениями общественную опасность. В этой связи установление административного штрафа для граждан в размере, превышающем 25 минимальных размеров оплаты труда, представляется неоправданным.
Следует также учитывать, что статья 3.5 является статьей Общей части КоАП, в которой определены правовые критерии исчисления размера административного штрафа для всех статей Особенной части кодекса, предусматривающих административное наказание в виде штрафа.
Предложение об усилении ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 8.37 и 19.4 принципиальных возражений не вызывает. В то же время, предлагаемые размеры административных штрафов нуждаются в уточнении с учетом высказанного замечания.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию считает необходимым рекомендовать авторам законодательной инициативы доработать до первого чтения проект федерального закона N 387667-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Первый заместитель |
А.Ф. Семенченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.